Задачами второго года жизни ребенка является развитие понимания речи, способности подражания, накопления словаря, формирования речи как средства общения с окружающими. Второй год жизни по методике М.И. Поповой делится на 2 периода:
период - (с 1 г. до 1 г.6 мес) - важно развитие понимания речи взрослого. В программе детского сада дается перечень категорий слов, обозначающих названия людей, предметов, простых действий, которые нужно учить понимать, как и фразы, в которых взрослый раскрывает содержание сюжетов.
период (от 1 г.6 мес. до 2 лет) - также важно развитие понимания речи через расширение ориентировки в окружающей действительности, понимание названий и вблизи. И вдали, названий признаков, правил поведения, коротких рассказов, стихов, потешек. Главная задача - развитие активной речи (воспроизведение коротких предложений, фраз), посредством формирования умения общаться по различным поводам со взрослыми, детьми, задавать вопросы, передавать в нескольких словах, фразах, ранее полученные впечатления.
На 2-ом году жизни работа по развития речи организуется через режимные моменты, самостоятельную игру, занятия с развитием двигательной активности и спецзанятия по развитию речи, представленные в 4 группах (по наглядным средствам): с живыми, неживыми объектами, игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках.
Наблюдение и обсуждение животных, транспорта организуется воспитателем на занятиях, прогулке. Игровым действиям с игрушками надо обучать одновременно с овладение способами действий и сопровождающими словами, развивая способность подражания (малыш становится разговорчивым), обогащая самостоятельную игру.
Занятия по картинкам начинаются с 1 года жизни, где малыша привлекают к изображению, закрепляют узнавания, а с 1 года 6 месяцев при показе объясняют смысл, раскрывают сюжет.
Произведения устного народного творчества, писателей (художественное слово), знакомство с этими сказками, прибаутками, потешками вначале организуется воспитателем через наглядность - показ движений, действий, привлечение для показа игрушек. Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, воспроизводить звукосочетания, слова, запоминать небольшие интересные тексты.
Важны методы "инструкции к действию", опрос после выполнения поручения (особенно во 2-ом периоде), обучение названиям действий в процессе показа, прием вопросов, приемы, нацеливающие ребенка на употребление конкретных слов (по образцу). Важна роль и совершенствования самостоятельной игры малыша, совершенствующей таким образом речи малыша.
При поступлении в детский сад в период адаптации к новым условиям речевая активность может снижаться, потому при перемене условий жизни необходимо чаще общаться с ребенком, проводить индивидуальные занятия - вначале с игрушками, затем - с картинками. Привлекать внимание к окружающим предметам.
Новое о педагогике:
Формирование словоизменения имен существительных в нормальном онтогенезе
Анализ литературных данных по проблеме овладения детьми словоизменением в онтогенезе позволил нам структурировать информацию о времени возникновения, возрастных границах и этапах детского словоизменения. Возрастные границы становления сист ...
Опытно – экспериментальная работа и ее результаты
Технологии использования элементов проектной методики в системе учебных и внеучебных занятий по модулю «Средства массовой информации» для студентов 2 курса ТЭФ, Государственного технического университета г. Комсомольск-на-Амуре: В результа ...