Речевые трудности аудирования

Страница 1

Речевые трудности аудирования являются объективными трудностями и в процессе обучения аудированию они определяются объективными параметрами:

объемом явных продуктивных знаний, которые имеют принципиальное значение для рецептивной речевой деятельности;

объемом явных акустических рецептивных иноязычных знаний;

диапазоном понимания разных фонетических реализаций;

относительно длительным периодом в момент «вызова» явных знаний из долговременной памяти для их идентификации с воспринятым знаком или анализа и семантизации еще не выученных речевых явлений, тяжелых для понимания при увеличении темпа речи.

Речевые трудности аудирования обусловливаются также коммуникативной целью этой деятельности, которая характеризуется такими параметрами:

уровнем понимания явной в аудиотексте информации (полное понимание, понимание важных идей, целенаправленный выбор информации);

видом аудиотекста (описание, рассказ, сообщение; монолог, диалог);

тематикой/темой;

объем аудиотекста (количеством слов в нем);

способом контроля/оценивания (родной язык/иностранный язык, ответы на вопросы, выборочные ответы – тексты множественного выбора, обобщая сообщение, рассказ и т.д.).

Так вот речевые трудности аудирования обусловливаются характером речевых средств и структурно-композиционными характеристиками аудиотекстов. В отрасли грамматики эти трудности связаны как с синтаксисом, так и с морфологией. Воспринимая фразу, ученик должен расчленить ее на отдельные элементы, установить связь между ними и их роль в высказывании. Трудности аналитико-синтетической деятельности, которая является основой восприятия информации, увеличиваются пропорционально длине речевого сообщения и сложности синтетических структур в нем. Некоторые грамматические трудности обусловлены наличием аналитических форм, отсутствующих в родном языке. Трудности создает грамматическая омонимия, особенно в служебных частях речи.

Лексические трудности возникают не только при количественном увеличении словарного материала и его разнообразии (которые характерно для высшей ступени обучения), но и при употреблении слов в переносном значении, наличии слов, которые не несут важной информационной нагрузки, употреблении аморфных, немотивированных слов и фразеологических оборотов.

Многозначные слова, паронимы (звучание которых отличается только одним звуком), антонимы и синонимы тоже создают трудности понимания. При восприятии таких слов на слух необходимо удерживать в памяти весь контекст или ситуацию, потому что слово, которое усвоено раньше и лучше, слушатель слышит вместо другого. Слова, близкие по звучанию к словам родного языка, но которые имеют разное значение, также создают трудности аудирования, хотя межъязыковая интерференция на лексическом уровне при восприятии на слух ощущается значительно меньше, чем внутриязыковая.

Фонетические трудности разговорной речи считаются основными трудностями аудирования. Это особенно наблюдается на начальном этапе обучения. Неразвитость фонематического слуха, отсутствие адекватных речевых навыков, недостаточная сформированность акустико-артикуляционных образов отвлекают внимание слушателя на речевую форму сообщения, в результате чего не распознаются значения слов и синтагм как единиц восприятия. На следующих этапах обучения вырабатываются умения распознавать фонетические варианты слов по их главным признакам, даже при некотором отклонении от нормы.

Основными фонетическими трудностями аудирования являются трудности, связанные с интонацией, логическим ударением и темпом речи. Эмоциональная интонация не создает значительных трудностей, потому что она имеет аналогичные признаки во всех языках. Сложной для восприятия является логическая интонация, которая расчленяет фразы на оконченные смысловые отрезки, служат для выделения главной мысли и определяет коммуникативный вид фразы. Большое значение для адекватного понимания имеет логическое ударение: оно несет основную смысловую нагрузку.

Для понимания при восприятии на слух большое значение имеет композиционно-смысловая структура аудиотекстов, способ изложения мысли в них и межфразовые связи. Особенно сложным восприятием на слух является диалогическая речь (в сравнении с монологической) из-за необходимости дифференцировать речевых партнеров и дополнительно осуществлять аналитико-синтетические действия. Хотя, уделять внимание аудированию как одной из форм речи неполноценно. Важно учить учеников воспринимать обе формы речи.

Страницы: 1 2

Новое о педагогике:

Виктимность: пути решения проблемы
Хотелось бы верить, что когда-нибудь у нас в стране настанет день, когда руководитель силового подразделения на вопрос журналистов об актуальных задачах вверенной ему структуры сосредоточится не на ”борьбе” с преступностью, а на защите и о ...

Теоретические предпосылки методики воспитательной работы
Из всего сказанного в первой главе можно сделать обобщенный вывод, что продуктивность воспитательной системы объясняется тем, что между взрослым миром и детским миром возникает некий, с одной стороны, замкнутый, с другой – преобразующий сл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru