Рассмотрим основные характеристики этой технологии. Ведущие принципы:
крупноблочное введение теоретических знаний;
усвоение знаний на основе их многократного вариативного повторения;
сочетание постоянного внешнего контроля за ходом усвоения и его оценки с самоконтролем и самооценкой;
гармоничное развитие репродуктивного и продуктивного мышления;
бесконфликтность учебной ситуации (отсутствие двойки), гласность успехов каждого, открытые перспективы для исправления и роста.
Основные средства: опорные сигналы; письменные и магнитофонные опросы; творческие конспекты; релейные контрольные работы; листы самоконтроля; открытый учет знаний.
Приведем некоторые организационные особенности технологии В.Ф. Шаталова.
При изучении теории в классе рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
первичное объяснение учителя у доски;
повторное объяснение по красочному плакату (ЛОС);
краткое обозрение по плакату;
индивидуальная работа учащихся над своими конспектами;
фронтальное закрепление по блокам конспекта: все учащиеся письменно воспроизводят конспект по памяти, учитель проверяет работы по мере поступления;
устный опрос, взаимоопрос, взаимопомощь;
ознакомление со списком зачетных вопросов.
Опорные сигналы. Итак, что же такое опорные сигналы? В этих сигналах текст может быть закодирован с помощью ключевых слов, букв-сигналов и чертежей. Неожиданность и экономность – принципы, на которых строятся и наши опорные сигналы. Но есть еще и другие. Среди них – принцип ассоциации.
Создавая листы с опорными сигналами, необходимо со всей скрупулезностью учитывать каждый печатный знак. Чем их меньше, тем больше притягательная сила опорных сигналов, тем меньше времени тратят учащиеся на подготовку к уроку, тем быстрее они выполняют письменные работы на первых минутах урока, тем больше процент высоких оценок за эти работы.
Опорные сигналы – весьма оригинальный вид наглядности, играющий существенную роль. В опорных сигналах в соответствии со спецификой излагаемого на уроке материала моделируется изучаемый абстрактно теоретический материал программы (общепринятые научные понятия, формулы, графики). Опорные сигналы включают знаки, отражающие средства конкретизации, использованные при объяснении содержания абстрактно теоретического материала: конкретные рисунки, значки, ключевые слова, короткие предложения и т.д. Обязательное включение в опорные сигналы эмоционально яркого материала, позволяющего закрепить в памяти существенные компоненты новых знаний.
Логика построения опорных сигналов, отражающая содержательные связи между единицами излагаемой информации, их четкая классификация по уровням значимости, воспроизведенная в рассказе учителя, служат образцом, на основе которого формируются эти приемы у школьников. Жестко регламентируемое время на устные ответы (3-5 мин), ориентирует школьника на краткое и точное изложение сущности усваиваемых знаний. Частота опроса, предусмотренная системой В.Ф. Шаталова, гораздо выше, чем в обычных классах.
Действительно, применение опорного сигнала помогает восстановить в памяти ранее понятую информацию. Но чтобы определенный значок стал для учащегося опорным сигналом, связанная с ним информация должна быть понята школьником. Если же это достаточно сложный фрагмент материала, то возникает необходимость выполнения специальной работы по организации понимания каждым школьником данного фрагмента.
Введение материала. Вот как идет работа над новым материалом по методике Шаталова.
Первый этап – развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем отобранных для урока параграфов.
Второй этап – сжатое изложение учебного материала по опорному плакату (увеличенная копия листа с опорными сигналами), озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними.
Третий этап – изучение опорных сигналов, которые получает каждый ученик и вклеивает их в свои альбомы.
Четвертый этап – работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.
Пятый этап – письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
Шестой этап – ответы по опорным сигналам (письменные и устные: тихие, магнитофонные по листам взаимоконтроля и т.д.).
Седьмой этап – постоянное повторение и углубление ранее изученного материала (организация взаимопомощи – «педагогический десант» - не только между одноклассниками, но и между старшими и младшими ребятами). Таким образом, семь этапов работы над теоретическим материалом. Глубокое понимание теоретических вопросов рождает желание испробовать свои силы в деле, а время, сэкономленное благодаря сконцентрированному изучению теории, позволяет, увеличив количество решаемых задач, разобрать подробно и всесторонне их типы и возможные пути решения.
Сколько упражнений из перечисленных (например, 6) заданий можно решить на обычном уроке, записывая условия каждого из них на доске и выполняя различного рода построения в тетрадях? Пять? Шесть? Пусть даже семь. А при работе с предварительными заготовками на двух досках – не менее двадцати, а в пределе 30. Это становится возможным потому, что почти ничего из записываемого на доске не заносится в тетради. Разве только отдельные наиболее своеобразные и оригинальные решения. Ученики выходят к доскам один за другим через каждые полторы-три минуты. Нужно, к примеру, построить график линейной функции – производятся устные преобразования и расчеты, после чего наносятся точки пересечения этого графики с осями координат, а сама прямая не проводится. Зачем ее проводить, если она отлично воспринимается сознанием положением двух точек на плоскости и углом наклона к оси абсцисс. Еще более нецелесообразно проводить прямые с помощью линейки, отыскивая на плоскости точку их пересечения. Малейший сдвиг, и прямые разбегаются тем быстрее, чем меньше угол между ними. «Ориентируйся по длинной, засекайся по короткой» - золотое правило топографии. По этой причине получить на графике точку пересечения прямых куда лучше, пробивая, «пробивая» множество точек двух сходящихся ступенек. Рассмотрим на примере.
Новое о педагогике:
Методика работы с аутентичным видеоматериалом на уроке страноведения
Работа с кинофрагментом состоит из следующих этапов: 1. Работа с незнакомыми словами. Не следует работать с учащимися над теми незнакомыми словами и словосочетаниями, которые могут быть поняты ими из ситуативного контекста, и не влияют на ...
Экспериментальное изучение особенностей внимания и речи детей с задержкой
психического развития
В целях решения задач исследования предлагается материал, посвященный описанию методик экспериментов с анализом полученных данных. Изучались особенности устной речи и письма младших школьников с ЗПР, свойства внимания (объем, устойчивость, ...