В течение многих лет изучались разные аспекты самостоятельной работы учеников с учебником с использованием технических средств учебы, химического эксперимента, упражнений и т.д.
Необходимость использования в учебном процессе самостоятельной работы учеников с учебником не вызывает сомнения. Она производит навыки самостоятельной работы с книгой, развивает умение составлять план, выбирая головне из прочитанного, позволяет лучше понять и запомнить содержание учебного материала.
При самостоятельной работе с учебником на уроке появляется возможность здесь же выяснить у учителя все непонятное, в классе создается приподнятое рабочее настроение, которое сплачивает всех учеников на четкое выполнение конкретного задания.
При организации самостоятельной работы с учебником самым тяжелым вопросом является отбор учебного материала. Тогда, когда материал хорошо и доступно изложен в учебнике, несложный и не нуждается в наглядном доведении, связанный с изучением промышленных процессов в изучении материала отсутствующие новые теоретические понятия, он основан добытых знаниях. Важным является вопрос о том, когда материал учебника нужно выучить дома, а когда – в классе. Исследования показывают, что для работы на уроке следует рекомендовать такой материал учебника, для зрозуміння которого необходимо использование наглядности (химического эксперимента, демонстрации фильма, слайдов, др.), а также материал, который нуждается в частичном объяснении учителя.
Но независимо от того, где изучается материал, - на уроке или дома – важно, чтобы ученики получили конкретное задание. Учебник для учеников – наиболее важное пособие среди всех других учебных пособий, энциклопедий и словарей химических сроков, он является основным источником знаний из предмета, а также средством формирования учебных умений и средством овладения приемами познавательной деятельности. Учеба учеников работе с книгой нужно начинать именно с организации работы с учебником. В учебнике раскрывается содержание предмета в соответствии с целью учебы, установление программы для средней школы и требованиям дидактики.
Задание учителя – как можно шире использовать дидактичные возможности учебника в совместной работе с учениками, так как с помощью учебника можно выполнять информативную, учебную, развивающую и воспитательную функцию процесса учебы. Структура и методический аппарат учебника должны быть хорошо известные и ученикам, и учителю и использоваться ими в учебной работе. Нередко ученики просят объяснить те вопросы, которые четко изложенные в учебнике и при использовании иллюстраций могут быть выяснены самостоятельно, без дополнительного объяснения учителя. Некоторым ученикам тяжело повторить формулировку законов, правил; не всегда продумывают примеры для иллюстрирования перевода за учебником.
При составлении плана или конспекта содержания параграфа они, как правило, переписывают фрагменты текста без выделения в нем головного.
Многие ученики считают, что читать учебник и понять его можно лишь после объяснения учителя, потому после пропуска уроков они нередко отказываются отвечать, ссылаясь на то, что не слышали объяснений учителя.
Как правило, у таких учеников не сформированная привычка рассуждать над текстом учебника, самостоятельно находить ответ на поставленные вопросы, изучая содержание параграфу, используя иллюстрации или данные справочных таблиц.
Ученикам, которым тяжело в работе с текстом или методическим аппаратом учебника, на разных уроках нужно иметь инструкции такого содержания;
Как работать с текстом учебника
Прочитайте название темы, заглавие параграфу и продумайте его содержание, связь с раньше изученным материалом.
Прочитайте весь параграф. Удостоверьтесь, что новые сроки вам понятны. Разглядите предложенные к тексту иллюстрации и постарайтесь понять у них головне.
Выучите определение понятий, формулировки законов и правил, которые есть в тексте. Подберите в учебнике или приведите свои примеры для их иллюстрации.
Составьте план прочитанного. Обдумайте, в какой последовательности лучше пересказывать текст и как иллюстрировать свой ответ. Тяжелый текст прочитайте опять, разбирая по абзацам.
Перескажите текст в соответствии с намеченной последовательностью преподавания.
Проверьте, все задания ли в конце параграфа или темы вы можете выполнить. Непонятное выясните у товарищей или учителя.
Новое о педагогике:
Методы и прием логопедической работы по преодолению нарушений звукопроизношения
у детей с дизартрией
Чтобы помочь детям овладеть правильным звукопроизношением, логопед должен иметь хорошую теоретическую и практическую подготовку. Ему необходимо владеть материалом, который составляет теоретическую основу знаний о звукопроизношении, знать, ...
Лингафон и управление процессом обучения аудированию
Первые лингафонные устройства появились более 40 лет назад, и их распространение было обусловлено ростом популярности аудиовизуальных приёмов обучения. Хотя эти устройства и назывались лингафонными, большинство из них уже в то время включа ...