Человек становится способным к созидательной и творческой деятельности, общению с другими членами общества, в соответствии с нравственными нормами, благодаря образованию и воспитанию.
В современной науке существует множество дефиниций образования, но все они, фактически сводятся к тому, что образование - это целенаправленный процесс и результат усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Такое ограниченное понимание сущности образования не соответствует сложившимся в истории философской мысли концепциям и воззрениям. Особую значимость в данной связи приобретают идеи М. Шелера, разработавшего систему философского познания человека во всех гранях его бытия, в том числе и образования.
Классик философской антропологии утверждал, что, в конечном счете образование является своего рода индивидуальным и единственным предназначением и наций, и культурных кругов, и каждого отдельного человека.
Макс Шелер рассматривает образование «как нечто идеальное, завершенное, выступающее, в первую очередь, как индивидуально самобытные форма, образ, ритмика, в границах которых и, соразмерно которым происходит вся свободная духовная деятельность человека; направляющая все психофизические, автоматические проявления жизни, все поведение человека».
Другими словами, это сложнейшая система, в которой происходит становление духовного мира человека. Это именно та сфера жизнедеятельности, в которой человек познает не только окружающую его действительность, но и самого себя, свое собственное Я. Как справедливо отмечает Г.Б. Корнетов, анализируя философию образования М. Шелера, это, прежде всего образование души, соответствующее, с одной стороны, собственному индивидуальному своеобразию и предназначению, а с другой - объективной серьезной культуре знаний своего времени.
По убеждению философа, «образование - это отчеканенная форма, образ совокупного человеческого бытия; но это форма не материального вещества, как это имеет место в скульптуре или картине, а оформление живой целостности в форме времени как целостности, состоящей исключительно из ряда последовательностей, из протекания процессов, из актов».
Согласно М. Шелеру, этому образованному бытию субъекта соответствует всегда его «микрокосм», являющийся его миром и сам по себе составляющий целостность, которая в каждой своей части и в каждом элементе с той или иной степенью полноты позволяет отчеканенной, развивающейся живой форме каждой конкретной личности высветиться с предметной стороны. Данный «микрокосм» - не отдельно взятая часть мира, в виде предмета знания и образования человека, а именно целостность мира в упорядоченной композиции.
Следует отметить и тот факт, что в работе философа четко прослеживается идея неразрывности образования и системы знания, так как, по его убеждению, «образование - это включение в систему знания, ставшее формой и правилом схватывания всех случайных факторов будущего опыта, имеющих ту же сущность».
М. Шелер выделил три основных вида знания. Во-первых - это «образовательное знание», или научное, способствующее становлению и развитию личности. Во-вторых, «божественное знание», или духовное, о становлении мира и высшей основы бытия, которые лишь в человеческом знании достигают их собственного предназначения. И наконец, в-третьих - это знание, целью которого является реализация практического господства над миром и его преобразование для человеческих целей и намерений. Это - знание ради господства или достижений.
Философ утверждает, что «сегодня во всем мире пробил час, когда надо проложить путь к уравниванию и в то же время взаимодополнению этих направлений, так как будущая история человеческой культуры будет проходить под знаком этого уравнивания и этого взаимодополнения».
Новое о педагогике:
Материальная база: средства и инструменты
Средства и материалы необходимые для работы на занятиях. Для обеспечения работы на занятиях потребуются препараты для очищения кожи, увлажняющий крем, тени для век, тушь для ресниц, карандаш для бровей, губная помада, тональная пудра. К вы ...
Диагностика общей культуры личности подростка
Исследование проводилось на базе МКОУ Дудаченской общеобразовательной школы Фроловского района. В исследовании участвовали 19 учащихся 9 класса. Работая над изучением данного вопроса в практической части исследования, мы не нашли единой ме ...