Реализация процесса исправления и перевоспитания начинается с деятельности по оказанию помощи осужденному в адаптации в новых для него условиях. В работе с рецидивистом учитываются особенности его вхождения в среду и возможности возникновения конфликта между ним и коллективом, группой и другими осуждёнными. В этом случае и характер педагогической деятельности имеет свое, специфическое содержание, определяемое средой и опытом воспитателей.
Постепенно осуждённый вливается в общий сложившийся исправительно-воспитательный процесс на период назначенного ему срока. Завершается адаптация постепенным втягиванием осуждённого в общий ритм труда, отдыха, взаимоотношений с окружающими.
В общем процессе воспитательной работы от воспитателей требуется особенно большое терпение, проявление гибкости, творчества, инициативы и оптимизма, уверенности в своей способности добиться позитивного результата в воспитательной работе с каждым осужденным. Действенность практической реализации исправительного процесса обеспечивается искусством педагогической деятельности воспитателей, его эффективность определяется степенью исправления осуждённого.
Вовлечение осуждённых в общественную работу – одна из основных задач воспитателей. Метод «кнута и пряника» очень позитивно влияет на поведение осуждённых. Проведение общих собраний отряда, на которых обсуждаются нарушители и выдвигаются кандидатуры на поощрение, наглядно показывает осуждённым, что хорошее поведение приветствуется и поощряется. Заключённый задумывается о возможности условно-досрочного освобождения, которое, конечно же, не наступит без примерного поведения и успехов в общественной и производственной деятельности.
Аттестация осужденных – итог индивидуально-воспитательной работы, коллективная всесторонняя характеристика, позволяющая сделать вывод о степени исправления каждого осуждённого. Для аттестации осуждённых в отряде создаётся комиссия в составе воспитателей отряда (СВО). Аттестация проводится для каждого осуждённого не менее 1 раза в год.
При проведении аттестации осуждённых выясняются следующие вопросы:
отношение к труду и обучению;
соблюдение Правил внутреннего распорядка ИК;
отношение к требованиям режима отбывания наказания;
взаимоотношения с осуждёнными в отряде;
отношение к активу осуждённых отряда;
отношения к мероприятиям воспитательного характера;
черты характера, склонности, пороки;
отношение к представителям администрации ИК;
оценка осуждённым совершённого преступления;
отношение к потерпевшим;
возмещение ущерба, причиненного преступлением;
взаимоотношения с близкими родственниками (семьёй);
перспективы условно-досрочного освобождения и перевода в ИК-поселение;
взгляды на будущее, планы дальнейшей жизни на свободе.
Для этой цели используется наблюдение за осуждённым, его анкетирование, опрос живущих рядом, беседа с родственниками и работниками комнаты свиданий (поведение во время встреч с близкими и отношение к ним). В заключение аттестации оформляется характеристика с выводом о степени исправления осуждённого и объявляется ему под роспись . Характеристика приобщается к личному делу.
Новое о педагогике:
Молодежь в трудовом секторе России
В труде современная молодежь ориентирована на социально-экономическое выживание вопреки биологическому и социально-психологическому самосохранению. По данным социологических исследований Института Молодежи (ИМ), молодежь в процессе труда и ...
Особенности индивидуализации в преподавании математики
В настоящее время происходит сокращение времени отводимого учебными планами на изучение традиционных курсов (в том числе и математики), которое неадекватно изменениям программных требований к уровню усвоения учебных дисциплин. Сложившаяся ...