А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры следующим образом: в ходе деятельности ребенка возникает “противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке, но не может осуществить этого действия потому, что он не владеет и не может овладеть теми операциями, которые требуются реальными предметными условиями данного действия. Это противоречие может разрешиться у ребенка только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности, в игре.
Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется”.
В настоящее время наблюдается постепенное реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальными являются педагогические технологии.
Как уже указывалось, основной деятельностью дошкольников, и тем более младших, является игра. Поэтому в последнее время наиболее остро стоит вопрос о дошкольных игровых технологиях. Известно, что сюжетно-ролевая игра является наиболее сложной в классификации игровой деятельности. В настоящее время существует несколько технологий проведения сюжетно-ролевых игр: Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской, Н.Н. Палашной, В.И. Турченко. Остановимся поподробнее на некоторых из них.
Технология Н.Ф. Тарловской
У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игорных целей:
1. Действия взрослого, которые вызывают у малыша вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим действиям.
2. Цели, которые специально ставятся перед ним взрослым.
Основная идея организации игры:
ребенок в игре не подражает взрослому, а общается с ним;
совершать педагогу игровые действия относительно самого ребенка, а не игрушки;
смена ролей: ребенок осуществляет те же игровые действия относительно воспитателя.
Четыре основные задачи при формировании целенаправленной деятельности в игре:
Знакомить детей с разнообразием игровых целей;
Побуждать самостоятельно ставить игровые цели и таким образом проявлять игровую инициативу;
Постепенно подводить детей к самостоятельному поиску средств и способов достижения целей;
Практиковать игры с двумя-тремя связанными между собой целями.
Н.Ф. Тарловская предлагает несколько советов:
1. не старайтесь часто вносить в группу новые игрушки лучше показывать, как можно по-разному использовать одни и те же игрушки.
2. играя с детьми нужно учитывать их интересы и предпочтения. В игре всегда решающее слово должно оказаться за ребенком.
3. ребенок вас примет как партнера, если вы будете искренне и уважительно относится к его игровым возможностям.
4. чем богаче диапазон игровых целей, тем свободнее действует в соответствии с ними ребенок, тем интереснее будет для него игра.
Последовательность ролевых превращений:
известные детям и привлекательные для них животные и птицы;
интересные малышам предметы, в первую очередь движущиеся - паровоз, машина;
взрослые, чья профессиональная деятельность имеет характерные внешние атрибуты.
Новое о педагогике:
Построение схемы документооборота
Документооборот при организации и проведении практикума в медицинском высшем учебном заведении происходит следующим образом: преподавателю поступают ГОС (государственные образовательные стандарты) из Министерства образования. На основании ...
Использование Интернет – ресурсов на уроках английского языка
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью о ...