Эффективный учебно-воспитательный процесс в колонии невозможен без создания необходимой материально-технической базы. К сожалению, в последнее десятилетие прошлого века, а также в первые годы нынешнего, внимание федеральных органов управления УИС к этой проблеме было ослаблено. Из-за отсутствия финансирования в большинстве колоний материально-техническая база морально и физически устарела, либо не была создана вовсе. Училища в колониях практически не обеспечиваются новыми учебниками и учебно-методическими пособиями. Их приобретение стало серьезной проблемой и препятствием в обеспечении полноценного учебного процесса. Только благодаря личному энтузиазму педагогов и привлечённым к этой проблеме представителей общественности ежегодно удается обновлять фонд учебной литературы на 10-15%. «Средств из бюджета на материальное обеспечение учебного процесса не хватает, - констатируют В. Кабакин и В. Шматков. – Многое добывается… «методом попрошайничества». Комментируя эту ситуацию, заместитель начальника ГУИН Минюста России по воспитательной работе В.Л. Полозюк, считает, что «сложилось крайне неблагоприятное положение с комплектованием учебниками, учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения». Отсутствие современной учебной литературы и справочных пособий, а также особенности распорядка дня и режима содержания в колонии, делают практически невозможной самоподготовку и выполнение учащимися домашних заданий. Три четверти колоний России не имеют до настоящего времени современного компьютерного оборудования, в компьютерных классах (там, где они созданы) зачастую установлены морально устаревшие машины (чаще списанные с баланса других учреждений вследствие морального и физического износа), обучение на которых основам современной информатики и решение других учебных задач невозможно. Следует также отметить, что в большинстве регионов страны крайне низкой остается эффективность работы созданных при колониях попечительских советов, которые по своему статусу и возможностям должны были бы и могли бы решать эти проблемы.
Таким образом, проблемы обучения и воспитания осужденных в исправительной колонии, представляются в следующем:
Не сформирована психологическая готовность поступающего в колонию контингента к обучению и восприятию воспитательного воздействия на них.
Необходимо начинать психологическую подготовку к процессу исправления уже по поступлению в следственный изолятор. С этой целью введены дополнительные ставки психологов в штат СИЗО, что поможет охватить психологической работой и помощью большее количество заключенных под стражу и ожидающих отправки в исправительные учреждения.
Не уделяется должного внимания необходимому взаимодействию существующих подразделений и служб колонии в решении учебных и воспитательных задач.
Для более успешного взаимодействия всех подразделений УИС профессиональные училища из-под юрисдикции Министерства образования РФ были переведены в ведение Федеральной службы исполнения наказаний. Подчинение всех подразделений одному ведомству позволяет более оперативно влиять на процесс исправления и перевоспитания.
Не разработан учебно-методический аппарат, необходимый для организации эффективного учебно-воспитательного процесса в пенитенциарном учреждении (используемые учебники не соответствуют уровню развития поступающих в колонию осуждённых, в их разработке никак не учитываются психолого-педагогические особенности контингента учащихся колоний; не разработаны научно-методические рекомендации для пенитенциарных педагогов; в системе Федеральной службы исполнения наказаний отсутствует методическая служба профессионального образования).
Советом Училища № 88 предприняты попытки обратить внимание вышестоящего руководства на пробелы в организации профессионального образования в уголовно-исполнительной системе. С этой целью силами коллективов училищ УИС Ярославской области организовано учебно-методическое объединение. Оно занимается вопросами организации, учебно-методической и воспитательной работы в названных училищах. Кроме того, профессиональное образование УИС перестало быть обособленным в пределах региона. Коллективом ПУ № 88 инициирован обмен опытом с педагогами пенитенциарных учреждений соседних областей: Костромской, Владимирской, Вологодской.
Недостаточно разработана нормативно-правовая база, закрепляющая принципиальные различия в организации учебно-воспитательного процесса в исправительной колонии и «вольной» образовательной системе. Не разработаны государственные стандарты образования, учитывающие психологические особенности контингента учащихся и особые условия деятельности образовательного учреждения исправительной колонии.
Не развита единая государственная система подготовки педагогических кадров для работы в пенитенциарных учреждениях. Следовательно, пенитенциарные учреждения не имеют достаточного количества квалифицированных педагогов, способных эффективно решать стоящие перед ними задачи. Отсутствует система повышения квалификации пенитенциарных педагогов.
Новое о педагогике:
Анализ результатов исследований по автоматизации и дифференциации звуков с
использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое изучение дошкольников 6-летнего возраста выявило значительное недоразвитие моторных функций у части детей с дизартрией. Опираясь на исследования Л.В. Лопатиной (1986) и Р.Е. Левиной мы ...
Трудности при подготовке и проведении воспитательной работы
Основными принципами моей воспитательной работы являются: - уважение к личности обучающегося; - дифференцированный подход к учащимся; - обеспечение развития его разнообразных способностей; - содействие стремлению к самопознанию, самореализ ...