В ряде психологических и педагогических исследований высказывается и поддерживается мысль о том, что в сюжетной игре детей уже содержится в скрытом, неосознанном виде правило поведения, вытекающее из самого смысла сюжета, роли (Выготский Л.С., Усова А.П., Певзнер М.С., Лебединская К.С., Кравцова Е.Е. и др.). Но в простой ролевой игре правило не имеет формализованного (отчетливого, осознанного) и обязательного характера, скорее это обобщенное знание о моделях человеческого поведения (Поддъяков Н.Н., Эльконин Д.Б., Михайленко Н.Я., Новоселова С.Л. и др.).
Правило поведения в игре всегда связано с личным пониманием ребенка смысла разыгрываемой ситуации, и даже в совместной сюжетной игре оно не становится безличным: каждый из участников руководствуется своим пониманием смысла сюжета и роли; его действия всегда многозначны для партнера. Лишь когда сюжетная игра подчинена сценарию, который предварительно обсужден, правила стабильны, и, как в игре с правилами, они должны сохраняться в течение всей игры.
Анализ психолого-педагогических исследований показал, что существуют различные классификации игр:
Ø творческие игры:
Ø сюжетно-ролевые игры;
Ø игры драматизации;
Ø строительно-конструктивные игры;
Ø игры с правилами:
Ø дидактические игры (предметные игры, настольно-печатные игры, словесные игры);
Ø подвижные игры (сюжетные и бессюжетные).
Вне зависимости от классификации игр для их реализации требуются определенные условия. Исследование благоприятных условий в игре для развития психических процессов, усвоения новых знаний и умений строится на данных исследований умственных действий и понятий (Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Поддъяков Н.Н., Михайленко Н.Я. и др.). Внутренние, умственные, или идеальные, действия формируются у человека на основе внешних, материальных, действий путем их «поэтапного» изменения и преобразования. Это создает психологические основы для педагогического руководства самим процессом формирования умственных действий и понятий.
Теории игры, учение об ориентировочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного формирования человеческой деятельности позволяют выделить некоторые механизмы коррекционного воздействия игры на психическое развитие ребенка (Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Гальперин П.Я., Выготский Л.С., Поддъяков Н.Н., Михайленко Н.Я и др.). Известно, что ориентировочная деятельность, решающая задачи целеполагания, смыслообразования, планирования, контроля и исполнения, определяет успешность любой человеческой деятельности. Д.Б. Эльконин характеризует игру как «развернутую, внешнюю ориентировочную (в собственном смысле этого слова) деятельность, предмет которой – содержание человеческих (социальных) отношений».
Л.С. Выготский подчеркивал, что под влиянием игры, в процессе которой реальные предметы замещаются игрушками, а реальные действия – действиями игровыми, у ребенка развивается способность воспроизводить те или иные стороны действительности с помощью различных способов ее обозначения (наглядных символов, изображений, слов).
В игре развивается та функция замещения и обозначения, которая затем в более сложных формах осуществляется с помощью слова в процессе словесно-логического мышления. Вследствие этого игра имеет первостепенное значение для формирования специфических человеческих процессов мышления, а также волевой регуляции человеческих действий (Выготский Л.С.).
Игра, как показали исследования А.В. Запорожца, создает благоприятные условия для развития и совершенствования моторного развития. В игре ребенку оказывается доступно то, с чем он еще не может справиться в других условиях. Умение управлять своим поведением возникает в игре раньше, чем в условиях прямого задания; в условиях игры дети припоминают большее количество слов, чем при других обстоятельствах; выполнение детьми простейших трудовых поручений и операций при игровых мотивах более эффективно. В ходе сюжетно-ролевых игр дети используют различные предметы, действуют с ними, сравнивают их, сопоставляют, употребляют одни предметы в качестве других. Все это совершенствует ощущения и восприятия детей, способствует развитию мышления, развивает и тренирует их воображение.
Новое о педагогике:
Нормативно-правовая основа организации платных дополнительных в дошкольном
учреждении
Для организации дополнительных платных услуг в дошкольном учреждении необходимо ориентироваться на следующие нормативно-правовые документы: 1. Закон Республики Беларусь «Об образовании» от 29 октября 1991г. «Ведомости Верховного Совета Рес ...
Техническое обеспечение АИС
Оценка времени загрузки рабочей станции Потребность пользователя в средствах вычислительной техники, осуществляющих операции по вводу, выводу или обработке информации оценивается временем этих операции за определенный период (год). Время з ...