Цель исследования:
Изучить мнение опрошенных о влиянии ролевых игр на психологическое развитие как метода социальной работы, направленного на профилактику асоциального поведения среди подростков, воспитание нравственной личности.
Задачи исследования:
1) Определить влияние ролевых игр на психологическое развитие подростков.
2) Выявить возможности ролевых игр как здорового досуга молодежи.
3) Выявить, каким образом ролевые игры способны повысить у молодежи адаптационные способности, развить личностные качества.
4) Изучить аспекты ролевых игр, способствующие профилактике асоциального поведения среди молодежи.
Выборка: В исследовании приняло участие 100 учащихся ПЛ-96 и ПУ-31 г. Егорьевск.
Методы исследования:
В исследовании будет применяться метод анализа документов, он позволяет получить первоначальную информацию, необходимую для исследования; теоретическая интерпретация и сравнительный анализ различных источников позволяют исследователю обнаружить и сформулировать закономерности возникновения новых социальных явлений. А использование личных документов может сыграть значительную роль в социально-психологических и педагогических исследованиях.
Следующий метод – анкетирование, выбран, так как он позволяет в короткие сроки получить достаточное количество информации.
В исследовании также применялся метод интервью, так как с его помощью можно получить развернутые ответы на интересующие вопросы.
Остановимся подробнее на методе анкетирования.
Анкета была составлена исходя из имеющихся целей и задач исследования. Анкета состоит из нескольких блоков, включающих в себя открытые и закрытые вопросы. Вопросы с 1-го по 2-й направлены на выявление участия в ролевых играх и того, как участники принимают участие в ролевых игр. Вопросы с 3-го по 9-й направлены на выявление положительных и отрицательных моментов участия в ролевых играх. Вопросы с 10-го по 15-й имеют своей целью выявление личностных характеристик участников опроса. Вопросы с 16-го по 17-й направлены на выяснение оценки отношения к ролевым играм респондентов. Вопросы 18-го по 24-й выявляют взаимоотношения участников ролевых игр с молодежными организациями, а также частными лицами по вопросам оказания помощи, поддержки участников ролевых игр (приложение 4).
Были выдвинуты следующие гипотезы:
1). Моделирование ситуаций, связанных с применением житейской мудрости либо со сложной моральной проблемой дает учащимся возможность приобретать опыт и познавать не только интеллектуальные, но и этические ценности.
2). Ролевые игры – здоровая форма проведения досуга молодого поколения, стимулирующая познавательную деятельность.
3). Ролевые игры – это еще и возможность самовыражения, не используя при этом психоактивных веществ, что на сегодняшний день является большой проблемой в молодежной среде (в смысле их употребление), а также не вступая в противоречие с законом, и еще совершать подвиги не только на клавиатуре компьютера.
4). Ролевые игры способствуют воспитанию у молодежи духа патриотизма, так как в них моделируются ситуации, которые содержат элементы, способствующие формированию у участников ценностных ориентаций и нравственных установок.
Анкетирование проводилось ПЛ -96 и ПУ-31 было задействовано 100 учащихся, из них 70% юношей и 30% девушек.
В таблице 1 отражено соотношение респондентов по полу и возрасту.
Таблица 1. Распределение опрошенных по полу и возрасту, в %, (N =100 ч.)
Возраст |
Пол | |
юноши |
девушки | |
1) До 17 лет |
31,43 |
10,0 |
2) 17–18 лет |
24, 28 |
53,33 |
3) 18–19 лет |
44,29 |
36,67 |
Итого |
100 |
100 |
Итак, большинство респондентов – люди в возрасте 18–19 лет (65%). Причем у юношей также преобладающим является возраст до 17 лет (20%), а представительниц женского пола в этих возрастных рамках почти в 4 раза меньше (6,67%).
Таблица 2. Распределение респондентов по основному виду деятельности в зависимости от пола, в %. (N=100 чел.)
Вид деятельности |
Пол | |
юноши |
девушки | |
1) Учусь в ПЛ-96 |
2,86 |
6,67 |
2) Учусь в ПУ-31 |
37,14 |
63,33 |
3) Работаю |
55,71 |
13,33 |
Новое о педагогике:
Условия, благоприятствующие развитию творческих способностей на кружковых
занятиях по вышивке
Овладение искусством художественной обработки ткани предполагает использование в процессе обучения традиции этнопедагогики. Овладевая техническими приемами обработки различных материалов, дети осваивают выразительные средства и образно-сюж ...
Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях
Обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях, принципиально отличается от традиционного. Основные характеристики Обучение, основанное на компетенциях Традиционное обучение Методы обучения Активные, ориентированные на о ...