Оценить распространенность различных форм жестокого обращения с детьми позволяют сведения, получаемые из нескольких источников: данные уголовной статистики, результаты научных исследований, включая выборочное изучение уголовных дел, обобщение следственной и судебной практики, а также социологические опросы. Государственной регистрации случаев жестокого обращения с детьми в Российской Федерации не ведется, что создает иллюзию относительного благополучия. Одной из причин этого, на наш взгляд, является отсутствие четких определений самого понятия “жестокое обращение с ребенком”. Министерства внутренних дел, образования, здравоохранения и социальной защиты, Судебный департамент при Верховном Суде и Генеральная прокуратура РФ периодически публикуют данные, отражающие отдельные аспекты настоящей проблемы. Эти данные обычно включаются в сборники ведомственной статистики и в ежегодный государственный доклад.
Чаще всего для оценки распространенности жестокого обращения с детьми используются статистические данные МВД о числе зарегистрированных преступлений. Однако эти данные сложно интерпретировать потому, что из 11 уголовно наказуемых форм физического насилия лишь одно (убийство матерью новорожденного ребенка — ст. 106 УК) может быть совершено только против ребенка; из 5 преступлений в сфере сексуальных отношений (гл.18 УК), лишь два совершаются только против детей (ст. 134, 135 УК). Это обстоятельство находит отражение в том, что хотя преступления, жертвами (потерпевшими) от которых могут быть только дети, составляют 1% от числа всех зарегистрированных преступлений, доля детей в общем числе жертв (потерпевших) составляет около 5,5%.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 1998 г. жертвами (потерпевшими) различных преступлений стали 103360 детей. От зарегистрированных преступлений погибло 3670 детей и 6626 детям был причинен тяжкий вред здоровью. Самым распространенным преступлением против детей является злостное уклонение от уплаты средств на их содержание (ст. 157 УК). Вторым по распространенности – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений (ст. 150 УК), в 1998 г. зарегистрировано 19586 таких преступлений. Однако это не значит, что столько же детей были вовлечены в преступную деятельность, во-первых, потому, что по одному преступлению может быть несколько жертв (потерпевших), а, во-вторых, потому, что суды вынесли обвинительные приговоры по 20% этих дел, признав, что преступление действительно имело место и вина подсудимого в нем доказана. Связано ли это с необоснованным обвинением в остальных случаях или с недостатками следствия ныне установить не представляется возможным. Однако данный пример ярко показывает недостоверность имеющейся официальной статистики.
Из других зарегистрированных преступлений, направленных против детей, следует остановиться на следующих: вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК) – 703, если учесть, что попрошайничество и занятие проституцией относятся к антиобщественным действиям, то подобных преступлений в России должно быть зарегистрировано значительно больше; неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженное с жестоким обращением (ст. 156 УК) — 1969, это также недостоверно, если учесть, сколько родителей лишаются родительских прав; развратные действия (ст. 135 УК) — 1653; половое сношение или иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 14 лет (ст. 134 УК) — 349.
Как видим, уголовная статистика отражает не столько реальное положение дел с посягательствами на детей в России, сколько способность милиции раскрывать или регистрировать определенное число этих преступлений.
Таблица 3.3. Статистика уголовных преступлений, направленных против детей.
Статья УК РФ |
Зарегистрировано преступлений |
Осуждено лиц | |
1998 г. |
1999 г. |
в 1999 г. | |
Ст.106, убийство матерью новорожденного |
216 |
251 |
92 |
Ст.150, вовлечение в совершение преступления несовершеннолетнего |
19586 |
23974 |
1875 |
Ст.151, вовлечение детей в антиобщественную деятельность |
703 |
853 |
107 |
Ст.156, жестокое обращение с детьми |
1969 |
2116 |
465 |
Новое о педагогике:
Методические основы педагогического таланта учителя
В отечественной педагогической психологии в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, С.В. Кондратьевой, Л.М. Митиной и других ученых проблема свойств личности педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогичес ...
Педагогическая деятельность учителя начальных классов по пропаганде
здорового образа жизни
В период социально – экономических преобразований дело воспитания молодого поколения приобретает особое для развития общества значение. Классное руководство – традиционное школьное явление, осуществляющееся в единой системе учебно-воспитат ...