Тренинг общения повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения
Программа тренинга общения включает в себя следующие темы:
знакомство с психологическими характеристиками личности (с обсуждением примеров из художественной литературы);
теория ролевого поведения, виды и уровни общения, обучение позитивному мышлению, навыки публичного выступления, диалогическое и монологическое общение, доверительность в общении, проблема манипулятивного поведения, выбор имиджа и стиля поведения, контроль над эмоциями.
Занятия включают в себя как теоретический, так и практический материал на 4 – 6 человек Продолжительность одного занятия около 3 ч. Занятиям предшествует индивидуальное собеседование, на котором определяется состояние психики будущего участника, круг его интересов, проблемы, его ожидания от участия в группе. Оценка, хотя бы грубая, психического состояния обязательна, так как психолог не должен брать на себя ответственность за участие в групповой работе психически неустойчивого человека.
В тренинге участвовали пять воспитанников от 11 до 17 лет. Дети из неблагополучных семей. Все они обучаются в школе №15. Тренинг состоит из пяти занятий. Было проведено несколько занятий, которые направленных на изучение уровня сформированности общения воспитанников.
Фрагмент тренинга общения повышения толерантности и профилактики агрессивного поведения (см. Приложение 3)
Первое занятие. Знакомство участников группы друг с другом, с проблемами, которые испытывают окружающие. Некоторое время потребовалось на то, чтобы участники почувствовали себя в кругу друзей, имеющих сходные интересы и трудности.
Возникновению доверия способствует упражнение «Падаем в кругу друзей». Вся группа становится в круг, один из участников находится внутри круга и начинает спиной падать на подставленные руки участников. Это происходит до тех пор, пока он не почувствует поддержку всех членов группы. После этого в центр круга встает другой участник.
Далее происходит обсуждение целей групповых занятий, особенностей позиции руководителя тренинга: не всегда высказывала свое мнение, предоставляла право решать группе, провоцировала участников на нужные реакции, могла говорить неприятные вещи, которые действовали как горькое лекарство, никого и ни за что не осуждала, оценивала не личность участников, а только выполняемое в рамках группы задание.
После любого упражнения проводился разговор о чувствах, испытанных каждым из участников. Именно чувства, а не теоретический материал являются основой приобретения жизненного опыта. Далее следовала работа по теме «Описание своих достоинств и недостатков». Каждый член группы немного рассказывал о том, каковы сильные и слабые стороны его личности. Как правило, на первом занятии участники описывали себя всего в трех-четырех категориях, причем у некоторых описание недостатков преобладалало.
Разговор о самоуважении — первый шаг к тому, чтобы принять себя таким, каков ты есть. Любовь к себе — основа любви к другим людям. Только человек, внутренний мир которого достаточно гармоничен, может объективно оценивать других людей, терпимо относиться к их недостаткам, прощать себе мелкие ошибки, развивая отношения с другими. Самоуважение — это надежный щит от разного рода манипуляторов, использующих наши слабости и комплексы неполноценности для достижения своих целей. Если мы чувствуем себя задетыми чьими-то неуважительными словами, то начинаем оправдываться, защищаться. Очень часто это выглядит жалко. Лучшая защита в этом случае — умение отшутиться, не показать, как глубоко мы задеты сказанным. Поэтому вырабатываем защиту от негативных воздействий: упражнение на обмен критикой и ответами.
Обсуждение проработанного с точки зрения контроля над эмоциями покажет, насколько глубока связь нашего мнения о себе с нашим эмоциональным состоянием.
Работа по теме «Почему я себе не нравлюсь» давала возможность оценить ситуативный аспект самооценки. Участники группы вспоминали, в каких случаях они чувствовали себя успешными и удачливыми, а когда — никчемными неудачниками. Общение с кем привело их к такой мысли? Кто был хозяином ситуации? Что помешало достижению успеха? Надолго ли сохранилось в памяти воспоминание об этой ситуации?
Темы первого занятия заставляют многих участников группы задуматься о роли других в их личностном самосознании, и это является первым шагом на пути к умению вставать на точку зрения другого, к принятию того факта, что логика другого человека не всегда совпадает с твоей собственной, что мнение о себе может оказаться проекцией чужого, а личность человека рождается, существует и развивается только в обществе.
Новое о педагогике:
Дети — жертвы насилия
Оценить распространенность различных форм жестокого обращения с детьми позволяют сведения, получаемые из нескольких источников: данные уголовной статистики, результаты научных исследований, включая выборочное изучение уголовных дел, обобще ...
Результаты экспериментальной работы по совершенствованию процесса обучения
учащихся V-VII классов
технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода
Результаты обучения учащихся технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода были выявлены при организации экспериментальной работе на базе общеобразовательной школы № 20 п. Забойского Слаянского района. Экспери ...