Второе занятие. Занятие посвящено теме общения как ролевого поведения. Занятие начинается с упражнения «Падаем в кругу друзей». Затем проводится обсуждение стереотипов поведения в различных жизненных ситуациях.
Стереотипы поведения — это роли, которые мы играем во взаимоотношениях с другими людьми. Например, в отношениях друзей поддержка друга не есть поддержка правого мнения; в отношениях родитель — ребенок хорошая мать обязана проявлять заботу, осуществлять контроль над поведением, следить за школьными оценками, материально обеспечивать, не обязана быть подругой своему ребенку, поэтому доверительные отношения между отцами и детьми воспринимаются как привлекательная редкость. Отношения начальник — подчиненный, покупатель — продавец, преподаватель — студент, учитель — ученик, библиотекарь — читатель — все это примеры стереотипов поведения, т. е. сложившихся в обществе требований по отношению к поведению тех или иных его членов.
Затем проводилось обсуждение функций стереотипов, спрашивала мнение участников.
Маски — более примитивные образования, они менее структурированы и больше связаны с контекстом ситуации: маска сочувствия, маска клоуна, маска дружелюбия, маска волка или зайца помогают нам достойно разрешить ту или иную ситуацию.
Выход за рамки ролевого поведения необходим в случаях кризиса: рано или поздно человек перерастает эти рамки; возможен конфликт между ролями, которые приходится играть одновременно.
Приводились примеры ролевого поведения и масок со стороны участников. Ролевые игры на осознание поведенческих стереотипов:
дочь собирается на позднюю вечеринку;
продавец предлагает некачественный товар;
альтруист обнаруживает, что его используют.
При обсуждении ситуаций обратила внимание на стереотипы поведения, предполагаемые ролью, вскрыть внутренний конфликт, найти пути выхода. Ролевые игры на конфликт между двумя или больше участниками:
любовный треугольник;
отцы и дети;
лидер и его команда.
Хорошо обсудить примеры из художественной литературы, кинофильмов. Следует обратить внимание на момент выхода за рамки роли, на выбор участника конфликта.
Третье занятие. Занятие было посвящено теме публичного выступления и отличиям диалогического и монологического стилей общения.
Первая часть занятия. Барьеры общения и их преодоление:
барьеры, связанные с аудиторией, — неготовность к общению, отсутствие общих интересов, разнородность аудитории;
барьеры, связанные с личностью выступающего, — страх аудитории, недостаточное владение материалом, неуверенность в себе.
Приемы, способствующие успешному выступлению, — структурирование материала, как можно более полное изучение темы выступления, выбор соответствующей формы подачи материала, план или частичный текст выступления, освоение литературы по ораторскому мастерству, виды начал выступлений.
Диалог и монолог — выбор стиля выступления, язык и адресность. Диалогический стиль общения в повседневной жизни и во время выступления — реальная возможность быть услышанным.
Контроль страха — выбор имиджа, роль опытного лектора, владение материалом, вспомогательные материалы.
Работа с воображением — добиться почти осязаемой картинки своего успеха во время выступления.
Практическое занятие — публичные выступления участников (не более 5—7 мин) по приготовленной теме.
Разбор выступлений нужно производить после выступлений каждых двух-трех участников.
Окончание занятий.
Тренинг проводился в отдельном посещении, участники тренинга сидели кругом, тем самым была создана ситуация успеха совместной работы между участниками, но успешной совместной работы не получилось, потому что со стороны мальчиков прослеживалась агрессия в тот момент, когда у кого – то из участников тренинга что – то не получалось или были большие паузы когда нужно было высказать свое мнение по какому – либо поводу и т.д. Мальчики, особенно Ю. начинал сильно нервничать, кричать, применял ненормативную лексику в своей речи.
Во время тренинговых занятий участникам необходимо было выразить свои чувства в рисунках так, например, З.В. нарисовала рисунок на котором изобразила божью коровку, сидящую на листе и она греется на солнышке. Этим рисунком она хотела сказать, что она – это божья коровка, что она одинока т.к. божья коровка изображена на рисунке одна, что у нее близких друзей, с которыми бы она могла поделится своими переживаниями и т.д. На рисунке изображено солнышко, В. объяснила, что оно олицетворяет ее мечту, которая ее «согревает» и она очень хочет, что бы ее мечта сбылась.
Х.К изобразила на рисунке природу, светит солнышко – это значит, что на душе у нее все спокойно, хорошо, но солнышко нарисовано не полностью, потому что, она не со своей семьей, но ей очень этого хочется, хочется быть рядом с мамой и папой.
Новое о педагогике:
Особенности исторического материала, изучаемого на уроках математики в
начальной школе
В современной школе остро стоит вопрос о присутствии старинных занимательных задач в учебниках по математике. В различных математических монографиях есть страницы, посвященные истории возникновения знаменитых задач, доступных учащимся стар ...
Характеристика детей группы риска
Один из самых распространенных терминов, которым пользуются специалисты в области профилактики каких-либо заболеваний и состояний (врачи, педагоги, психологи, специалисты по социальной работе) – это термин «группа риска». Дети «группы риск ...