Для исследования является важным определить понятие «сущность». Под сущностью в философии понимается внутреннее содержание предмета, выражается в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
В чем же состоит внутреннее содержание развития творческого потенциала, на чем строится это развитие, каковы его механизмы?
Исследования ученых подтверждают, что творческая деятельность – самый высокий уровень учебно-воспитательного процесса. Но принцип креативности (от лат. creatio – созидание), то есть ориентация на творческие процессы в педагогике, на формирование творческой личности, в современной школе применяется недостаточно.
Проблема творчества, развития творческого потенциала школьников до сих пор продолжает оставаться одним из участков «педагогической целины». Так ее назвал в свое время В.А. Сухомлинский.
В течение многих лет в школе господствуют объяснительно-иллюстративные методы обучения, при которых знания сообщаются в готовом виде. Деятельность учащихся при такой системе обучения состоит в выработке навыков и умений, в восприятии сообщаемых сведений, их осмыслении, запоминании и воспроизведении. Таким образом, акцент ставится на воспроизводящее мышление и очень слабо развивается так называемое продуктивное или творческое мышление. Преобладает элементаристский, а не целостный, интегративный подход в обучении, так как многие знания в существующих программах подаются детям разрозненно, без логической связи, фрагментарно. При этом разрывается логика развития знаний, отсутствует системность, целостность. Это не способствует полному, многогранному развитию интеллекта, остается в зачаточном состоянии творческий потенциал личности.
Такое обучение резко противоречит сегодняшним потребностям жизни. Безусловно, необходимо вооружить учащихся системой знаний, обучить достигнутым результатам познания, но не менее важно развить творческие способности в ребенке, воспитать личность мыслящую, активную, способную пуститься в поиск, делать эмпирические находки, устанавливать закономерности в познании жизни, способную и желающую преобразовывать, совершенствовать окружающий мир и себя.
Для осуществления новых задач, новых идей нужен новый учитель. Только такой учитель сможет преобразовать школу в творческую лабораторию, способную не только грамотно и рационально учить, но и всесторонне развивать, возвышать ребенка, воспитывать в нем творческую, всесторонне развитую личность. Компетентная творческая личность педагога – лучшая гарантия успеха в обучении.
Л.С. Выготский считает, что обучение должно опережать развитие и осуществляться лишь постольку, поскольку ребенка обучают. Своими исследованиями он показал, что обучение должно опираться не столько на существующие интеллектуальные свойства ребенка, сколько на те, которые еще отсутствуют, но для возникновения которых, уже имеются предпосылки.
Л.С. Выготский различает два уровня развития ребенка:
1. Актуальный, уже сформировавшийся уровень.
2. Зону ближайшего развития (те виды деятельности, которые ребенок пока еще не может выполнить самостоятельно, но с которыми справится с помощью взрослого) и утверждает, что только то обучение является действенным, которое забегает вперед развития. Что развивающим будет только такое обучение, которое опирается на зону ближайшего развития ребенка. Это позволит пробудить в нем новые творческие силы, о которых ребенок раньше и не подозревал.
К главным задачам образования и воспитания личности относят воспитание базовой культуры, всемерное развитие личностных потенциалов обучающихся. Одной из составляющих личностного потенциала является творческий потенциал. При его развитии повышается познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.
Творческий потенциал учащихся развивается в процессе деятельности при решении различных задач. Возникшая проблемная ситуация требует определенного решения, которая в творчестве может быть выражена объективно или субъективно для каждого школьника.
Существует множество различных определений понятия творчества. Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество – это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Польский исследователь А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
Новое о педагогике:
Принципы краеведения в курсе «Экономики родного
края»
Краеведческий компонент при изучении экономики родного края включает в себя ряд составляющих, которые позволяют изучить приоритетные направления экономического развития региона. Одним из значимых среди них является производство. Производст ...
Основные положения проводимого исследования
Наше общество постоянно претерпевает различные перемены, меняется человек, меняются жизненные требования, соответственно изменяются требования в воспитании и образовании. В связи с этим возникает постоянная необходимость совершенствования ...