Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала школьника

Новое в образовании » Условия, необходимые для развития творческого потенциала учащихся на уроках » Анализ опыта учителя по развитию творческого потенциала школьника

Страница 1

С середины двадцатого века измерение творчества стало одним из главных направлений психологического тестирования. Основоположниками этого направления были американские психологи Дж. Гилфорд и Э. Трранс. Они создали тесты креативности для измерения творческих способностей личности, т.е. способности продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач.

Тесты на определение легкости, гибкости, точности, быстроты и оригинальности мышления, т.е. дивергентной продуктивности, мы составили для детей младшего школьного возраста, взяв за основу тесты, разработанные в университете штата Южная Калифорния Дж. Гилфордом и его коллегами, а также используя некоторые тесты из книги А.Н. Лука «Психология творчества».

Были выбраны или составлены разнообразные задания для психологического тестирования детей:

задания, которые прямо не провоцируют на творчество и могут быть решены по шаблону, но в то же время позволяют проявить инициативу;

задания, стимулирующие творческую активность;

задания, которые могут быть решены только творчески

На данном этапе исследования мы ведем наблюдение согласно тесту, в последующем предполагаем провести анализ наблюдений и критериальных оценок в их развитии и продолжить поиски инструмента определения творческих способностей.

Освоение опыта, созданного вне своей школы по развитию творческого потенциала младших школьников на уроках русского языка.

Развитие и стимулирование творческих способностей – важнейшая задача образования. Творчески одаренная и активная личность – это максимально достижимый результат педагогической работы.

Задача по организации и реализации обучения заключается в том, чтобы как можно больше учащихся достигли этого уровня развития. Для этого необходима творческая организация педагогического процесса, подача знаний через творческое мышление и деятельность.

Осваивая опыт по данной проблеме, придерживаясь утверждения В.В. Давыдова, что обучать надо согласно принципу восхождения мысли школьников от абстрактного к конкретному на основе метода решения учебных задач. Что обучение, вооружая учащихся способами анализа учебного материала, должно способствовать формированию высокого уровня самооценки, так как от нее, доказали ученые, напрямую зависит уровень познавательных способностей, уровень сформированности учебной деятельности, уровень решаемых мыслительных задач. Опирались на результаты экспериментов Н.А. Менчинской и ее сотрудников, которые доказали, что развитие учащихся можно ускорить. Этого можно достичь отбором учебного материала, формированием рациональных умений самостоятельной работы и развитием учащихся с уже достигнутого ими уровня. Только такое обучение может быть оптимально развивающим.

Не секрет, что дети приходят в школу с разным уровнем подготовки и поэтому очень сложно в начальной школе с первых дней учебы обеспечить максимальное умственное развитие каждой маленькой личности.

Умный учитель, конечно, старается учить дифференцированно, давая оптимальное развитие каждому. Но как это сложно! Вот и приходится равняться на среднего ученика, подтягивая до этого уровня слабых.

А кто самый обделенный на уроке? Способный, умный, талантливый ребенок. Ему приходится чаще всего «вариться в собственном соку», работая самостоятельно. И в конце эти способные дети опускаются до среднего уровня (или, в лучшем случае, остаются на своем уровне), у них может пропасть интерес к обучению, а могли бы они за это время подняться выше, развить свои способности шире, глубже.

Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Склонности и интересы у детей различны. Важно выявить особенности каждого. Все дети по-своему талантливы, раскрыть этот талант должен учитель. Для этого и необходимы различные программы и курсы, кружки и факультативы. У детей – право выбора, у нас, учителей – желание и возможность помочь детям развиться.

Педагог Ю.П. Азаров считает: «В педагогическом мастерстве три кита – игра творчество, жизнь». Поэтому «и технология, и отношения, и развитие личности – все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой: игра снимает усталость, создает обстановку раскованности и защищенности, утверждает демократизм общения, ведет к свободе и дисциплине». [20]

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Структура проблемного обучения
Проблемное обучение имеет технологические характеристики в организации процесса обучения. Особенность его состоит в том, что управляемая педагогом учебная деятельность должна отражать поисковую деятельность учащихся и рефлексивное отношени ...

Виды и формы наказания
Наказание — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому считается целесообразным давать кл ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru