Чтобы детям было просто и интересно, придумали Царство «Русский язык», которое разбито на княжества. В каждом из княжеств правят принцессы – дочери Русского языка: Лексика, Фонетика, Орфография, Морфология, Словообразование, Синтаксис, Пунктуация, Стилистика.
Для наглядности и более легкого усвоения материала составили опору – карту Царства «Русский язык». Получилась интересная игра – путешествие, а заодно и постепенное запоминание структуры русского языка.
Особенностью такого обучения является глубокая нравственная основа уроков. Путешествие к принцессам мы совершаем вместе с благородным, смелым, доблестным, славным рыцарем, на которого хотят быть похожими все мальчики класса. Какую тему изучаем – к той принцессе в гости и отправляемся. Иногда за урок бываем в нескольких княжествах. Ну а, заезжая в гости к принцессе, учимся благородному отношению к женщине, к маме, к девочкам класса. Мы поем им гимны, посвящаем стихи. Такое высоконравственное, высокогуманное общение позволяет в наш жестокий век растить детей добрыми и честными.
Творчество развивают на различных занятиях: на уроках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.
Для развития творческих способностей я используют игры, загадки, ребусы кроссворды, живопись, поэзию, конструирование, изготовление игрушек, сочинение стихов, сказок, изготовление книжки – малышки по теме и т.д.
Процесс усвоения будет успешным, если он развивает специальные приемы творческого мышления. С этой целью используют упражнения на смекалку и находчивость, поиск оригинальных вариантов решения задач. Все задания использую в игровой форме, так как именно игровой мотив способствует проявлению творческих возможностей. Например, на уроке играют с детьми в «вопросы и ответы», где ученик составляет вопросы по содержанию текста и задает всему классу; соревнование «Аукцион», где за пять минут нужно сообщить как можно больше считалок, загадок, интересных фактов. На уроке математики предлагают в качестве домашнего задания несколько упражнений и дают ученику возможность выполнить любое из них по своему усмотрению. На литературе предлагаю самостоятельно выбрать отрывок для пересказа и т.д.
Для развития творческого мышления большое значение имеют задания, которые ориентируют школьников на получение нового продукта. Например, на уроках математики даю такие задания: составить задачу о предметах, находящихся в классе, изображенных на картинках, о воображаемых предметах; придумать вопрос к условию задачи, к вопросу – условие, а также решение задач – шуток и т.д.
В развитии творческих способностей детей большую роль играют сочинения. Дети очень чутко чувствуют и понимают прекрасное, язык природы. В сочинениях дети делятся своими радостями, тревогами, секретами и надеждами. Детям нравится писать сочинения. Ученики сочиняют и сказки, а также обыгрываем известные сказки, добавляя что-то свое (героя, обстановку) или, наоборот, убирая что-то, изменяя конец сказки. Сочиняем мы и стихи. Сначала это рифмовки, предложение поэтических строчек, а затем ученики сами выступают в роли поэтов. Дети ведут тетради для творческих работ. В них они учатся сочинять стихи, загадки, пословицы, ребусы.
В ходе экспериментальной работы доказано, что подача материала целостно, продвижение от общего к частному, от теории к практике обеспечивает высокую степень активности, самостоятельности и творчества учащихся.
В результате обогащение содержания и ускорение процесса обучения достигаются одновременно, развивая мыслительные процессы, творческий потенциал.
Результаты комплексной работы сказываются и находят свое отражение на уроках русского языка: дети грамотнее пишут изложения, сочинения, богаче, красивее строят предложения при пересказе.
Были проведены аналогичные наблюдения за уровнем формирования речевых умений и творческих способностей детей при написании сочинений.
Сочинение для учащихся – еще более сложный и творческий вид работы, требующий большой самостоятельности, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, усвоение логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.
Новое о педагогике:
Особенности развития творческих способностей в процессе организации
кружковых занятий по вышивке
Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для перевода на материал? Как убедить своих воспи ...
Место эстетического воспитания в системе национального воспитания
Государственная национальная программа „Освіта” („Україна ХХІ століття”) так определяет главную цель национального воспитания: „обретение молодыми поколениями социального опыта, наследования духовных достояний украинского народа, достижени ...