Чаще всего в курсе информатики при изучении информационных технологий выполняются исследовательские, творческие и информационные проекты, основной задачей которых является подбор и структурирование материала, подача его в логически выверенном и удобном для просмотра и получения знаний виде. Большую роль здесь играет применение различных пакетов прикладных программ: редакторы web-страниц или программы создания компьютерных презентаций, программы сканирования и обработки отсканированных объектов, текстовые редакторы, графические редакторы, электронные таблицы и специальные статистические и математические пакеты.
Всю работу над проектом по информационным технологиям можно разбить на ряд этапов:
Этап I (предварительный). Регистрация
На этом этапе проводится важная педагогическая работа: подбор групп, выбор тем, ставится итоговая задача. При этом соблюдаются главные педагогические принципы: учесть интересы школьников, подобрать каждому посильную задачу, способствующую развитию и становлению личности. Каждая группа создает проектную папку, в которую будет складывать все информационные материалы, паспорт проекта, график сдачи работ, промежуточные отчеты, эскизы, наброски, т.е. все рабочие материалы группы. На этом этапе необходимо показать ход работы над проектом, четко организовать работу группы. На защите проектная папка сдается комиссии.
Этап II. Осмысление
Группа, получившая задание, уточняет задачу, обсуждает пути решения, уточняет требования к конечному продукту, консультируется с преподавателями, распределяет ролевые функции между участниками группы, определяет нагрузку каждого участника группы, разрабатывает структуру проектной работы. Планируются этапы работы, определяются сроки и виды промежуточного и итогового контроля.
Хочется отметить целесообразность разработки критериев оценки проекта именно при планировании. Это дает возможность учащимся учитывать выдвигаемые требования при работе над проектом, причем критерии необходимо обсудить с учащимися, учесть их предложения, дополнения. Обсуждается и заполняется график работы, который может уточняться и корректироваться. Понятны цель и содержание задачи, определено название. Каждый ученик понимает важность, реальность, актуальность предстоящей работы, свою роль, конкретные действия, которые надо предпринять для реализации проекта, какие информационные источники, технологии и устройства необходимы.
Этап III. Работа над проектом
На этом этапе основными формами деятельности являются подбор материала и создание проекта на уровне макета. Ученики углубляют свои знания по предмету, ищут новые источники информации: книги, учебники, энциклопедии, тематические компьютерные диски, используют Internet; одновременно приобретают навыки в использовании компьютерных технологий, осваивают приемы работы со сканером, принтером, проектором, фото- и видеокамерами. Ученики используют все знания, которые они получили на уроках. Все свои материалы учащиеся складывают в проектную папку. Учитель консультирует учащихся по мере необходимости, контролирует степень сложности задачи для каждого, рекомендует литературу для самостоятельных занятий, направляет самостоятельную работу школьников, отслеживает наполняемость папки каждой группы.
Новое о педагогике:
Обучение устной и письменной речи
Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т. е. развернутый ответ ученика по ...
Методы работы социального педагога с детьми группы риска
Метод – (от греч. – путь исследования или познания) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В педагогике проблема разработк ...