Перед руководителями кружков нередко встают вопросы: с чего начать занятия? Какие упражнения дать учащимся на первых порах? Как повышать сложность задания? Какие рисунки рекомендовать детям для перевода на материал? Как убедить своих воспитанников в том, что все видимые предметы и явления, прежде чем они будут воплощены в материале, должны пройти творческую декоративную переработку? Чаще всего ребята стремятся сразу начать работать в материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) влечет к случайным, маловыразительным картинкам, которые они переводят на материал.
Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа. В процессе творческой деятельности в области декоративно-прикладного искусства учащиеся должны понять, что каждый материал требует лишь ему присущей декоративной трактовке и обобщения.
Задача руководителя – направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в материал. Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике. Для этого необходимы наглядные пособия – образцы. Работа по образцам позволяет на начальном этапе освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала. Н .Д. Левитов пишет: «если даже замечательные люди из области искусства в начале своей творческой деятельности не могли обойтись без следования образца, то учащиеся… нуждается в помощи учителя, в противном случае их самостоятельность превратится в бесплодное оригинальничание или в непосильное «творчество» без знания путей и средств выполнения творческих замыслов».
Очень многое зависит от первого задания, которое руководитель предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и чтобы его можно было выполнить за один - два занятия.
Руководитель кружка должен иметь, что на задания общего характера, выполняемые учащимися по одному и тому же образцу, у каждого из них потребуется разное время. Пока один едва завершит первую композиция, другой успеет сделать две – три работы. В этом специфика индивидуально-творческой деятельности в кружке.
С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе. Использование образцов возможно на стадии общего знакомства со спецификой того или иного вида декоративно-прикладного искусства. В дальнейшем главной становится самостоятельная творческая работа учащихся.
Данилов М. А. отмечал, «активность и самостоятельность учащихся должна проявляться не только в классе, на уроке, но и в практической деятельности, в работе над собой и, в частности, в определении своего места, своей сферы и роли служения обществу». В этом плане ведущую роль призвано сыграть проблемное обучение.
Как показал опыт работы лучших учителей, проблемное обучение, основой которого является создание и организация различных типов проблемных ситуаций перед учащимися, управление их деятельностью в ходе решения проблем способствует успешному решению учебно-воспитательных задач, поставленных перед изобразительным искусством в общеобразовательной школе. Проблемное обучение предполагает проблемных ситуаций, постановку в процессе обучения проблемных заданий и вопросов.
Новое о педагогике:
Современное состояние и проблемы воспитательного процесса в УИС
Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у значительной части сотрудников колонии и некоторых педагогов значительно затрудняет оказание необходимого воспитательного воздействия, психологической и со ...
Характеристика учительства как профессиональной группы
Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе всегда являлся одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив ...