Содержание обучения в учебных мастерских должно отражать совокупность процессов труда, характеризующих производственная деятельность рабочего определенной квалификации конкретной профессии. Основными документами. Определяющими содержание всего производственного обучения в профессиональных училищах является квалификационная характеристика, учебный и сводно-тематический планы, а также учебная программа. При этом учебная программа является документом, конкретизирующим содержание обучения и целом и в учебных мастерских в частности. Учащиеся осваивают содержание обучения при выполнении учебно-тренировочных и учебно-производственных работ. Следовательно, подбор и выполнение в полном объеме и в определенном методически правильно последовательности этих работ дает возможность сформировать у учащихся необходимый комплекс общетрудовых и профессиональных знаний, навыков и умения.
Каждая дидактическая задача, решаемая на конкретном уроке. Как правило реализуется при выполнении того или иного практического задания. Труд учащихся по все периоды обучения должен быть посильным. Только в этом случае их деятельность приобретает элементы заинтересованности, становится активной. К выбору объектов труда можно переходить, лишь зная предъявляемые требования к учебной теме, требования которые подразделяются на учебно-технические и учебно-технологические.
Учебно-технические требования характеризуют техническую сторону объектов труда (материал, форма, конфигурация изделий, габаритные размеры, размеры отдельных частей).
К учебно-технологическим требованиям относятся требования к процессу и результатам обработки (подбор инструментов для обработки и контроля, получаемых в результате обработки параметров точности и шероховатости поверхности, финишные операции тт.д.)
Конкретные объекты труда должны подбираться так, чтобы в процессе их выполнения (изготовления, сборки, ремонта, регулировки) учащиеся в определенном порядке и последовательности отрабатывали движения и приемы изучаемых действий и операций, а также их наиболее рациональное сочетание. Задания должны быть разнообразными постепенно усложняться. Но при этом необходимо учитывать индивидуальные способности учащихся. В процессе подбора объектов труда следует в первую очередь находить возможность для освоения требуемых движений, приемов и действии (прием принимается как комплекс движений). Подбираемая работа расчленяется на отдельные операции, каждая из которых делится на приемы, в этом случае трудовой прием имеет свою, частную цель. На основе такого расчленения подбираемая работа анализируется, выявляются возможность освоения определенных движений и приемов, а также их сочетаний, определяется целесообразность использования ее в качестве учебно-производственной. При выполнении комплексных работ учащиеся научатся применять не только определенные движения, приемы и действия, но различные сочетания. Необходимо учитывать также важную особенность подбора работ - мелкосерийность их изготовления.
Подобранные учебно-производственные работы по своему содержанию, сложности и объему должны обеспечивать планомерное и последовательное усложнение профессиональных умений и навыков, что стимулирует в свою очередь активизацию познавательной деятельности учащихся. Подобранные задания по всем темам (предметам) учебной программы сводятся в перечень учебно-производственных работ, полное и своевременное выполнение которого способствует успешному формированию у учащихся профессиональных знаний. Навыков и умений. Следует стремиться к тому, чтобы учебно-производственные работы выполнялись в учебных мастерских в течение нескольких лет. Это будет способствовать полному оснащению мастерских требуемых технологической оснасткой, даст возможность подготовить необходимую учебно-техническую документацию. Поможет совершенствовать технологии обработки объекта труда. Установление норм на работы учащихся проводится с учетом производственных возможностей в различные периоды обучения и передового производственного опыта. В течение операционного периода мастер обучает учащихся правильному и наиболее рациональному выполнению отдельных движений и поемов. В этот период времени норму учащимся не сообщается. Для каждого подобранного объекта обязательно разрабатывается соответствующая техническая документация (чертежи, маршрутная и инструкционная карты и т.п.), подбираются необходимые справочные материалы и таблица. Содержание и характер документации должны соответствовать учебному периоду. Эффективность процесса обучения во многом будет зависеть от индивидуальных особенностей учащихся. Поэтому мастер, одновременно с подбором общей дл всей группы дозы учебного материала должен разработать задания для углубленного изучения сильными учащимися.
Новое о педагогике:
Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей
Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя ...
Диагностика общей культуры личности подростка
Исследование проводилось на базе МКОУ Дудаченской общеобразовательной школы Фроловского района. В исследовании участвовали 19 учащихся 9 класса. Работая над изучением данного вопроса в практической части исследования, мы не нашли единой ме ...