Восприятие как педагогиче6ская категория. Восприятие образа мира, жизненного явления, человека, себя, искусства. Художественное восприятие ребенка. Значимость восприятия как «искусства для себя» в построении своего образа деятельности и поведения. (А.Готдинер, В.Зинченко, А.Лурия, А.Леонтьев, Л.Выготский, В.Медушевский, Б.Теплов, Ю.Борев, Б.Юсов, П.Якобсон.
Гносеологический рассматривает восприятие в его результативной форме как проблему превращения объективных событий в содержание чувственного опыта субъекта, что позволяет изучает его состав структуру и способ функционирования (Б.А. Ананьев, В.К. Белобородова, С.Н. Беляева-Экземплярская, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.П. Зинченко, А.П. Леонтьев, Г.С. Ригина, Б.М. Теплов и другие).
Онтологический подход рассматривает процессуальную сторону восприятия: ее генезис и динамику (Б.А. Барабанщиков, Б.М. Ломов, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, А.Л. Готсдинер, В.Г. Ражников, Г.С. Тарасов и другие), изучаемую с позиций системного подхода и концепции порождающего процесса психического отражения (А.И. Миракян). Восприятие рассматривается как разнокачественное целое, или система, которая включена в более широкий контекст других психических образований. Восприятие детерминировано подвижной системой обстоятельств, которые задают «пространство» феноменов восприятия и их динамику. Основной способ существования перцептивных образований - развитие: их возникновение, становление, функционирование и видоизменения(В.А. Барабанщиков, Б.Ф. Ломов). Оба подхода дополняют друг друга, но разработаны неодинаково. Трудность в том, что в рамках гносеологической парадигмы концептуальная реконструкция процесса может вестись лишь в терминах результата восприятия (феномен «уже-отраженности»). Понятийный аппарат, разработанный для анализа готовых структурных образований восприятия, мало применим к изучению его динамики.
Под «восприятием» в традиции отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, В.Л. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Петровский) понимается «отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий». В основе восприятия лежат психофизиологические закономерности работы различных зон коры головного мозга и подкорки.
Установление в мозгу человека временных связей, ассоциаций является физиологической основой мышления. И.П. Павлов понимал мышление как ассоциативную деятельность, а ассоциации считал универсальным явлением психической жизни человека. Природа, искусство, явления действительности могут вызывать самые разнообразные эмоциональные, образные, зрительные, смысловые, двигательные ассоциации, воспоминания о чем - то уже пережитом, возникающих непроизвольно, в силу универсальной связанности между собой клеток мозга. Четко отделить один вид ассоциаций от другого трудно. Чаще всего каждая из ассоциаций каким - то образом связана с другими.
Процесс восприятия как процесс развертывания и формирования художественного образа имеет несколько стадий:
1. первичное восприятие (нерасчлененное);
2. повторное восприятие, при котором происходит углубление в содержание, «рассматривание глазом, ухом и мыслью», в ходе которого акцент переносится с эмоционального на мыслительный, при котором прокладываются и закрепляются более разветвленные нервные связи, отражающие происходящий в психике процесс дифференцированного освоения;
3. стадия синтезированного восприятия, в котором эмоциональное впечатление от первого восприятия взаимодействует с осмысленным, обогащенным ассоциациями .
А.Л. Готсдинер выделяет способность к восприятию как «системное образование, представляющее собой многоуровневую, иерархически организованную способность переживать и понимать содержание произведений искусства на различных уровнях (субсенсорном, сенсорном, перцептивном, семантическом), которое формируется прижизненно на основе природных и социальных предпосылок Для психолога феномен восприятия заключается в активной деятельности, в результате которой формируется и удовлетворяется эстетическая потребность, развиваются творческие способности.
Новое о педагогике:
Возрастные особенности подростков
Мною предполагается начать пропедевтику темы "Теорема Безу" в 7 классе и ее изучение в 7-9 классах. В этой связи рассмотрим возрастные особенности учащихся 7-9 классов (подростков). Подростковый возраст – это возраст от 10-11 до ...
Формы организации художественной деятельности
дошкольников в детском саду
Занятия, самостоятельная художественная деятельность, праздники, а также развлечения, цель которых - показать детям интересные зрелища, наполнить впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую ...