В зарубежной психологии проблема нравственного развития давно привлекает к себе внимание исследователей. Характерной чертой зарубежных концепций (психоаналитической, бихевиористской, когнитивно – генетической теории Ж. Пиаже и др.) является понимание нравственного развития как одной из сторон процесса адаптации ребёнка к социальному миру. При этом, нравственное развитие, как правило, рассматривается в качестве особого случая социального развития ребёнка, не отличающегося от него принципиально. В современной психологии в соответствии сеё методологическими принципами нравственное развитие ребёнка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребёнка.
Нравственная регуляция поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять своё поведение. Это значит, что оценка, которой подвергается нравственный поступок, должна стать внутренним регулятором, т.е. самооценкой. Экспериментально роль оценки и самооценки в нравственном развитии ребёнка показана в исследовании С.Г. Якобсон и В.Г. Щур на материале нормы справедливости. Результаты работы показали, что движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлениями ребёнка о себе как о хорошем и квалификацией своего поступка как плохо.
Определяющим моментом в развитии психики, в том числе в нравственном развитии ребёнка, является его собственная, внешняя и внутренняя деятельность по усвоению представленных социальных образцов, опосредованная его отношениями с взрослыми. При этом, генетически исходной формой человеческой деятельности является деятельность внешняя., чувственно-практическая. Поскольку нравственное развитие предполагает усвоение нравственных отношений, т.е усвоение мотивов и способов нравственного поведения, то практическое выполнение той или иной нормы становится необходимым. Однако поведение ребёнка в соответствии с нормой недостаточно для того, чтобы нравственное требование стало мотивом поведения. Оно войдёт в структуру личности только тогда, когда станет значимо для человека. Это возможно лишь в том случае, если нравственное требование будет соответствовать собственным устремлениям ребёнка, т.е. в конечном счёте, будет соответствовать той реальной позиции, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношений, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях. Это положение важно как в плане исследования, так и в плане построения конкретных экспериментальных методик и , в конечном счёте, методов воспитания.
В работах М.И. Боришевского и С.Г. Якобсон ребёнка, нарушающего правила поведения, ставят в позицию «правилоносителя», «инструктора», «проводника и защитника норм». Данная позиция очень значима для ребёнка, поскольку удовлетворяет его основной потребности – «действовать как взрослый». Но, предъявляя другим детям требование вести себя сообразно определённым нормам, ребёнок тем самым выступает лишь в качестве субъекта нравственной нормы. В этом случае не соблюдается одно из основных требований этики то, что человек должен быть объектом и субъектом нравственных отношений. Сравнительная эффективность формирования некоторых норм в условиях, когда ребёнок являлся только объектом, только субъектом и объектом – субъектом одновременно, показана в исследованиях С.Г. Якобсон, В.П. Лавренко, Т.М. Фёдоровой, изучавших особенности усвоения дошкольниками правила соблюдения чистоты во время еды. Оказалось, что это правило усваивается лучше, если ребёнок одновременно является объектом и субъектом требования. Такая ситуация осуществлялась путём организации парного дежурства. Ребёнок, контролируя поведение детей, в то же время находился под пристальным вниманием своего партнёра.
Переход мотива из понимаемого в реально действующий осуществляется также, как показали исследования М.И. Тимошенко, Я.З. Неверович, и вследствие опережающего отражения социальных последствий действия. У дошкольников это происходит в форме аффективно окрашенных образов, которые позволяют заранее пережить смысл выполняемых действий для окружающих, например, заранее почувствовать предстоящую радость от личного участия в полезном и важном деле, что и побуждает ребёнка активно стремиться к достижению поставленной цели.
На первых этапах нравственного развития дошкольника моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям, от которых эти отношения и оценки исходят. Эта слитность проявляется, отмечает Д.П. Эльконин, и в восприятии дошкольниками литературных произведений. Такая недифференцированность эмоционального отношения и восприятия нравственного аспекта поступков была подтверждена в экспериментах С.Г. Якобсон, В.Г. Щур. Оказалось, что если необходимо познакомить ребёнка с, каким либо, способом отношений между людьми надо, чтобы образец содержал этот способ в форме, притягательной для ребёнка.
Новое о педагогике:
Понятие «грамматика» и проблема роли и объема грамматики в курсе иностранного
языка
Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только п ...
Методические рекомендации по преподаванию литературы в школе
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущая роль в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззре ...