На протяжении исследуемого периода вузы Горького испытывали недостаток в квалифицированных профессорско-преподавательских кадрах, что, в свою очередь, негативным образом сказывалось на процессе подготовки будущих учителей. Для решения этой проблемы практиковалось приглашение преподавателей из столичных университетов и институтов, а в послевоенный период основным каналом пополнения педагогического персонала стало воспитание собственных кадров. Учебные планы исторических факультетов университетов и педагогических институтов отличались отсутствием специализированных факультативов и курсов по выбору, расширенным психолого-педагогическим циклом предметов, большим количеством часов педагогической практики. Великая Отечественная война показала действенность созданной в 1930‑е гг. модели исторического образования. Вместе с тем она пробудила в советских людях способность критически оценивать ситуацию, самостоятельно мыслить, вселила надежды на либерализацию общественной жизни. Необходимость реформирования политической и экономической систем становилась все более актуальной и для государственных структур. Конкретная программа мер по совершенствованию работы педагогических вузов была намечена в постановлении CHK СССР от 20 августа 1945 г. «Об улучшении дела подготовки учителей». Отметив серьезные недостатки в педагогическом образовании, союзное правительство наметило следующие пути расширения и совершенствования деятельности педагогических учебных заведений:
– прекращена практика краткосрочной подготовки учителей из лиц, не имеющих среднего образования;
– в целях упорядочения работы в педагогических учебных заведениях, создания в них устойчивого состава профессорско-преподавательских кадров и постоянного контингента студентов установлены разные группы пединститутов, учительских институтов и педагогических училищ с постоянным количеством набора на I курс;
– расширена аспирантура при пединститутах, и введена при ряде крупных учебных заведений специальная годичная подготовка к преподавательской деятельности успешно окончивших эти заведения;
– местным Советам депутатов трудящихся предложено оказать помощь пединститутам в укреплении их учебно-материальной базы, улучшении культурно-бытового обслуживания студентов.
– в соответствии с этим постановлением Всесоюзный комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР и Наркомпрос РСФСР определили структуру институтов каждой группы. Пединституты первой и второй групп, как правило, должны были иметь в своем составе по шесть факультетов, пединститут третьей группы – три факультета. Учительские институты имели по три отделения (историко-филологическое, физико-математическое и естественно-географическое). Определялся также минимум кафедр, кабинетов и лабораторий (учительские институты, действовавшие при пединститутах, самостоятельных кафедр, кабинетов и лабораторий не имели). Большое значение для улучшения научной и идейно-политической подготовки учительских кадров имели постановления ЦК ВКП(б) по вопросам идеологической работы, вызвавшие повсеместный подъем политической работы среди преподавателей и студенчества; решительной критике подвергались чуждые марксистско-ленинской идеологии попытки воспитания студенческой молодежи в духе безразличия к политике, «наплевизма и безыдейности». 31 декабря 1946 г. Совет Министров РСФСР принял постановление о переводе педагогических училищ на четырехлетний срок обучения. Цель этого мероприятия: улучшить качество подготовки учителей начальных классов. Удлинение срока обучения проводилось постепенно, в течение двух лет. Педучилища получили новые учебные планы, программы, учебники. Вносились необходимые изменения в устав педагогических училищ, который устанавливал, что учащиеся педучилищ, выдержавшие госэкзамены, получают не аттестаты, а дипломы об окончании училища с указанием присвоенного звания учителя начальной школы.
Новое о педагогике:
Роль внеклассной работы в формировании здорового образа жизни
Чтобы быть здоровым – нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки. Поэтому нужно проводить работу не только с учащимися, но и с родителями. Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает 3 основных направлени ...
Сенситивные периоды развития физических качеств
На различных этапах своего развития организм ребенка по-разному реагирует на воздействие внешней среды. Периоды, отличающиеся повышенной чувствительностью к влиянию некоторых внешних факторов, к определенным условиям жизнедеятельности, изд ...