Изобразительное творчество занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в ее основе деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает ее включенность в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокий уровень развития. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность.
Изобразительное творчество старших дошкольников характеризуется умением определить последовательность создания образа, умением представить предмет, явление, осуществить взаимосвязь между ними в процессе развития рисования, умение адекватно передать замысел . Особое значение в этом процессе имеет определение наиболее эффективных условий развития детского изобразительного творчества, которые стали предметом изучения многих психологов и педагогов Н.С. Александровой, Б.Г. Ананьева, А.В. Бакушинского, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, В.В. Домогацких, Е.И. Игнатьева, Р.Г. Казаковой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Г.В. Лабунской, А.Н.Леонтьева, Б.Т. Лихачева, В.А. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, Р.М. Чумичевой, Г.Г. Григорьевой и других.
Объект изучения: изобразительное творчество детей старшего дошкольного возраста
Общеизвестно, что рисование для детей один из самых любимых видов деятельности. Однако в старшем дошкольном возрасте существует опасность потери у детей интереса к рисованию. Причинами этого может стать стереотипность образов, понимание разницы между воспринимаемым миром и миром рисунка и как следствие страх, что получится не красиво, а затем и нежелание что-либо рисовать. Поэтому необходимо вводить новые техники, обучать новым приемам или усложнять способы выполнения уже знакомых, чтобы дети обладали большей изобразительной свободой, могли экспериментировать, выбирать.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых создается художественный образ.
В настоящее время с дошкольных образовательных учреждениях широко распространено использование таких классических техник, как гуашь, акварель, пастель, уголь, карандаш, фломастер. Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе.
Одним из доступных средств развития изобразительного творчества детей дошкольного возраста может являться техника батик.
Последние годы характеризуются повышением интереса к использованию техники батик в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Так возможности использования техники батик находят отражение в исследованиях Л. Ковалицкой, Абрамовой О.А., Кожохиной С.К. Достоинством данных работ являются методические рекомендации по организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста на основе использования техники батик. Однако, на наш взгляд, недостатком данной работы является отсутствие целенаправленного последовательного обучения детей технике батик.
Таким образом, как показывает анализ теории и практики, техника батик в работе с детьми дошкольного возраста используется фрагментарно. А ведь именно техника батик позволяет не только получить для ребенка значимый и успешный конечный результат, но делает интересным, увлекательным и сам процесс творчества.
Цель работы: изучить возможности использования техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, разработать методическое руководство поэтапного обучения технике батик детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: возможности использования техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: эффективным средством развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является техника батик. Эффективность использования техники батик обусловлена следующими особенностями:
вариативностью способов создания рисунка на ткани (холодный батик, узелковый аттик, техника свободной росписи, солевой эффект и др.);
поиском выразительных средств в передаче образов изображения, прежде всего цветового решения, композиции и др.;
возможностью создания новых, оригинальных продуктов детской деятельности имеющих практическое назначение.
Исходя из цели, гипотезы, и, учитывая специфику исследования предмета, определены следующие задачи:
Изучить теоретические исследования проблемы развития изобразительного творчества старшего дошкольного возраста в работах психологов и педагогов.
2. Рассмотреть показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
3. Рассмотреть батик как вид изобразительной техники и определить возможности использования техники батик в развитии изобразительного творчества старшего дошкольного возраста.
4. Разработать методическое руководство использования техники батик с целью развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
5. Экспериментально исследовать возможности техники батик как средства развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации задач исследования и проверки исходной гипотезы использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент, включающий анализ продуктов детского изобразительного творчества, наблюдения за процессом деятельности на занятиях по изобразительной деятельности и др.
Теоретическое значение работы состоит в обосновании возможностей использования техники батик в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста и разработки методического руководства.
Практическая значимость заключается в том, что предлагаемая программа поэтапного обучения технике батик детей старшего дошкольного возраста, может быть использована в практике работы современных дошкольных образовательных учреждений.
Новое о педагогике:
Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий
Проведя констатирующий этап эксперимента, мы пришли к выводу, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных вы ...
Перечень документов, необходимых для организации дополнительных
образовательных и оздоровительных платных услуг
1. Приказ по дошкольному учреждению об открытии платной услуги. 2. Акт осмотра помещения на каждую платную услугу. 3. Список предметов снабжения, расходных материалов, необходимых для организации и функционирования платной услуги. 4. Закон ...