Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Новое в образовании » Использование техники батика в изобразительном творчестве детей старшего дошкольного возраста » Показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В этом параграфе нами предпринята попытка рассмотреть показатели развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного творчества и выделить критерии и оценки детского творчества.

С пониманием сущности детского изобразительного творчества тесно связан вопрос о конкретных показателях развития изобразительного творчества и его оценки. Это один из сложнейших и нерешённых вопросов. В зарубежной психологии широко распространены методы тестирования, дающие определённое представление о творческих потенциях и актуальном уровне творческого развития человека.

В настоящее время они широко используются и у нас (методика определения IQ Гилфорда, Торренса и др.) в подлинном или адаптированном варианте. Как правило, оценивается интеллектуальное творчество: беглость мысли (количество идеи, возникающих в единицу времени), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность, подвижность, любознательность (чувствительность к проблемам), способность к разработке гипотезы, фантастичность и т.д .

Но неестественность ситуации тестирования, ограничение по времени, невозможность учесть личностные характеристики и другие недостатки тестов не дают полной объективной картины. Учёные приходят к выводу о естественности методов измерения и оценки уровня творчества. В связи с этим признаётся необходимость «… метода, при котором испытуемый мог бы осуществить внешне нестимулированный акт творчества в соответствии с собственными индивидуальными возможностями».

Выбор критериев оценки детского изобразительного творчества осложняется и неоднозначным определением сущности творчества вообще, и творчества в частности. Сторонники признания объективной новизны продуктов выделяют показатели, характеризующие продукт деятельности, в первую очередь оригинальность, новизну. Учёные, признающие проявление творчества в процессуальной стороне деятельности, фиксируют внимание на творческих способах действия: умение видеть проблему, поиск вариативных решений, гибкость, самостоятельность, оригинальность в выборе или изобретении нестандартных способов решения и т.д.

Ветлугина Н.А. считает, что, открывая новое для себя, ребёнок

одновременно открывает взрослым новое о себе и потому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцент делается на процесс деятельности, а не на результат. Именно потому Сакулина Н.П. рассматривает формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициатива, проявляющиеся в процессе деятельности, как непременные составные творчества.

Комарова Т.С., разрабатывая критерии оценки успешности выполнения рисунков, лепки, аппликаций детей дошкольного возраста, исходила из анализа и обобщения критериев, выдвинутых различными авторами. Выделенные критерии основывались на специфике детского изобразительного творчества, а также данных исследований и широкой опытной работы данного педагога. Отобранные критерии включали показатели трех уровней (высокий, средний, низкий), чтобы можно было дифференцировать детей по уровням успешности усвоения ими различных видов изобразительной деятельности и выразительных средств, при помощи которых в изображении передается образ предмета или явления.

Итак, критериями анализа и оценки, созданных детьми изображений будут являться:

Содержание выполненного изображения (в соответствии с этим критерием дается краткое описание того, что изображено на рисунке, в лепке, аппликации).

Передача формы (форма простая, сложная, передана точно, немного искажена, вовсе не удалась).

Строение предмета: части предмета расположены верно; их местоположение немного искажено; части предмета расположены неверно (строение предмета передано неверно).

Передача пропорций предмета в изображении.

Композиция - вытянутое построение, скученное изображение, нет единства, пропорциональность (непропорциональность) построения (отношение по величине разных изображений). Симметричное (несимметричное) построение. Ритмическое (неритмическое). Миниатюрное изображение, увеличенное. Расположение на листе отдельных изображений: по всему листу, на полосе листа (фризовое). Изображение нескольких моментов одного события на одном листе бумаги.

Страницы: 1 2 3 4

Новое о педагогике:

Сущность методов воспитания и их классификация
Категория метода воспитания отражает двойственное предвосхищение: «Знаю, чего хочу получить, знаю как этого достичь.» Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимо ...

Система оценивания в начальной школе
Наша начальная школа работает по безотметочной системе оценивания. Для оценивания используются: правила безопасного оценивания (не скупиться на похвалу, хвалить исполнителя, а критиковать исполнение, ставить перед ребенком только конкретны ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru