Учитывая, что проблема использования в развития детского изобразительного творчества техники батик, является актуальной, мы пришли к мысли, что необходимо вести целенаправленную педагогическую работу по обучению детей старшего дошкольного возраста технике батик в дошкольном образовательном учреждении.
С целью подтверждения гипотезы, о том, что эффективным средством развития изобразительного творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ является техника батик. Эффективность техники батик обусловлена следующими особенностями: вариативностью способов создания рисунка; поиском выразительных средств в передаче образов изображения; возможностью создания новых продуктов детской деятельности, была организована опытно-экспериментальная работа на базе МДОУ № 208 «Журавлики» города Новокузнецка. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в количестве 7 человек.
Эксперимент проводился в течение с 1 ноября 2011 года по 5 мая 2012 года. Экспериментальное исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
Экспериментальное исследование на первом, констатирующем этапе, имело своей целью:
1. изучение исходного уровня развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста;
2. выявление состояния проблемы по использованию техники батик в развитии изобразительного творчества в практике работы детских садов.
Для решения первой задачи нами были выбраны следующие методы и методики:
наблюдение за процессом деятельности на занятиях по изобразительной деятельности: нами было просмотрено несколько занятий по изобразительной деятельности, а именно рисование. Этим методом были диагностированы критерии, а именно – потребность, интерес к творческой деятельности, увлеченностью ею и самостоятельность в выполнении работы (см. Приложение № 1-2);
методика свободного рисования «Нарисуй, что хочешь» (см. приложение №3-5);
метод анализа продуктов детской деятельности ;
беседа с детьми;
беседа с педагогами;
изучение и анализ планов работы воспитателей.
Согласно диагностической методике Комаровой Т.С., основанной на анализе продуктов детской деятельности, уровень развития изобразительного творчества оценивался по по трех-балльной системе.
1 балл - низкий уровень
2 балла - средний уровень
3 балла - высокий уровень.
Особенности изображения:
1. Передача формы:
3 балла - форма передана точно;
2 балла - есть незначительные искажения формы;
1 балл - искажения значительные, форма не удалась.
2. Строение предметов:
3 балла - части расположены верно;
2 балла - есть незначительные отклонения;
1 балл - части и предметы расположены неверно.
3. Передача пропорций предмета:
3 балла - пропорции предмета соблюдены;
2 балла - есть незначительные искажения;
1 балл - пропорции предмета переданы неверно.
4. Композиция:
Расположение на листе:
3 балла - по всему листу;
2 балла - на половину листа или на одной линии;
1 балл - расположение на листе не продумано.
5. Цвет:
Цветовое решение изображения:
3 балла - реальный цвет предметов;
2 балла - есть отступления от реальной окраски;
1 балл - цвет предметов передан неверно.
6. Самостоятельность замысла:
3 балла - полная самостоятельность в выборе замысла;
2 балла - замысел представляет собой симбиоз идей и замыслов окружающих;
1 балл - замысел является копией чужой идеи.
7. Оригинальность изображения:
Новое о педагогике:
Понятие и сущность индивидуализации
Для понятий педагогической науки, которые отражают особенно сложные явления, зачастую характерно то, что они используются в различных, порою в весьма-таки неопределенных значениях. К таким понятиям относится и «индивидуализация обучения». ...
Методические принципы организации и проведения ролевых игр
Структурная схема, предложенная ниже, является условным алгоритмом разработки и проведения и анализа ролевых игр. Естественно, не все пункты приведённой схемы обязательны для применения, однако, авторы данной работы, опираясь на личный опы ...