Для выявления исходного уровня развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проходил на базе МДОУ г. Ростова-на-Дону № 5. Дети имеют речевые нарушения и посещают индивидуальные занятия с логопедом, а также присутствуют на фронтальных занятиях в группе. Экспериментальную группу составили 5 детей в возрасте 5-6 лет: Андрей К., Данил С., Аня Г., Катя В., Кирилл Ш.
В ходе констатирующего эксперимента нами решались следующие задачи:
1. изучение и систематизация методов диагностики уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей;
2. выявление основных характеристик и составление критериев для оценки уровня развития мелкой и артикуляционной моторики;
3. разработка и проведение диагностики для выявления уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей.
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: диагностирование, качественная и количественная обработка данных.
Для реализации поставленной цели в констатирующем эксперименте была проведена диагностика развития мелкой и артикуляционной моторики (в два этапа). Диагностика каждого вида моторики включала в себя несколько упражнений.
Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей были подобраны следующие упражнения:
«Графические пробы»
Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.
«цепочка»
«заборчики»
«башня-крыша»
Оценка результатов:
3 балла – в конце ряда – замедление, отрыв карандаша от бумаги
2 балла – при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности
1 балл – утрата топологической схемы в конце графического ряда
0 баллов – отсутствие топологической схемы.
«Ассиметричное постукивание»
Воспроизвести по подражанию серию движений из переменного постукивания: два раза одной рукой и один раз – другой (2–1). Затем порядок ударов противоположный (1–2). Задание предлагается дважды: в быстром и в более медленном темпе.( При затруднениях вводится речевой просчет ударов.)
Оценка результатов:
3 балла – умеренный темп в начале задания, но замедляющийся в конце.
2 балла – замедленность движений с тенденцией к дезавтоматизации, выраженная истощаемость, ребёнок замечает ошибки, принимает помощь.
1 балл – выраженная истощаемость, персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи.
0 баллов – беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна.
3) «Сожми-разожми ладонь» (на основе пробы Н.И. Озерецкого)
Предлагается поочерёдное и одновременное сжимание кистей.
Вначале исследователь показывает, как следует производить движения руками. Если ребёнок не может повторить движения, то повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол – вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть лежит спокойно. А теперь сделай наоборот. Продолжай движения вместе со мной».
Оценка результатов:
3 балла – движения координированные, плавные, но замедленные
2 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощении
1 балл – стойкое нарушение координации, изолированность движений
0 баллов – выраженная персеверативность движений
Для оценки мелкой моторики детей нами были определены уровни ее развития:
Новое о педагогике:
Формы и методы индивидуализации в обучении
Выше была показана необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся. Встает вопрос: как все это осуществить организационно? Для современного школьного обучения типично противоречие между фронтальным обучением учащихся в школе и пот ...
Развитие способностей учеников по системе обучения Людмилы Георгиевны
Петерсон
Курс данной авторской программы Людмилы Георгиевны Петерсон в целом ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих с ...