Организация и методы изучения уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР

Новое в образовании » Развитие мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи » Организация и методы изучения уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ОНР

Страница 1

Для выявления исходного уровня развития мелкой и артикуляционной моторики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами был проведен констатирующий эксперимент. Эксперимент проходил на базе МДОУ г. Ростова-на-Дону № 5. Дети имеют речевые нарушения и посещают индивидуальные занятия с логопедом, а также присутствуют на фронтальных занятиях в группе. Экспериментальную группу составили 5 детей в возрасте 5-6 лет: Андрей К., Данил С., Аня Г., Катя В., Кирилл Ш.

В ходе констатирующего эксперимента нами решались следующие задачи:

1. изучение и систематизация методов диагностики уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей;

2. выявление основных характеристик и составление критериев для оценки уровня развития мелкой и артикуляционной моторики;

3. разработка и проведение диагностики для выявления уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у детей.

В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы исследования: диагностирование, качественная и количественная обработка данных.

Для реализации поставленной цели в констатирующем эксперименте была проведена диагностика развития мелкой и артикуляционной моторики (в два этапа). Диагностика каждого вида моторики включала в себя несколько упражнений.

Для выявления уровня развития мелкой моторики у детей были подобраны следующие упражнения:

«Графические пробы»

Ребёнок должен, не отрывая карандаш от бумаги, воспроизвести графические ряды из одного или двух сменяющихся звеньев.

«цепочка»

«заборчики»

«башня-крыша»

Оценка результатов:

3 балла – в конце ряда – замедление, отрыв карандаша от бумаги

2 балла – при сохранности топологической схемы выраженная истощаемость, нарушение плавности

1 балл – утрата топологической схемы в конце графического ряда

0 баллов – отсутствие топологической схемы.

«Ассиметричное постукивание»

Воспроизвести по подражанию серию движений из переменного постукивания: два раза одной рукой и один раз – другой (2–1). Затем порядок ударов противоположный (1–2). Задание предлагается дважды: в быстром и в более медленном темпе.( При затруднениях вводится речевой просчет ударов.)

Оценка результатов:

3 балла – умеренный темп в начале задания, но замедляющийся в конце.

2 балла – замедленность движений с тенденцией к дезавтоматизации, выраженная истощаемость, ребёнок замечает ошибки, принимает помощь.

1 балл – выраженная истощаемость, персеверации, одинаковость движений обеих рук, малая эффективность помощи.

0 баллов – беспорядочное отстукивание, помощь неэффективна.

3) «Сожми-разожми ладонь» (на основе пробы Н.И. Озерецкого)

Предлагается поочерёдное и одновременное сжимание кистей.

Вначале исследователь показывает, как следует производить движения руками. Если ребёнок не может повторить движения, то повторный показ сопровождается инструкцией: «Положи обе руки на стол – вот так. Одну сожми в кулак, а другая пусть лежит спокойно. А теперь сделай наоборот. Продолжай движения вместе со мной».

Оценка результатов:

3 балла – движения координированные, плавные, но замедленные

2 балла – дезавтоматизация и нарушение координации на истощении

1 балл – стойкое нарушение координации, изолированность движений

0 баллов – выраженная персеверативность движений

Для оценки мелкой моторики детей нами были определены уровни ее развития:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новое о педагогике:

Формы и методы индивидуализации в обучении
Выше была показана необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся. Встает вопрос: как все это осуществить организационно? Для современного школьного обучения типично противоречие между фронтальным обучением учащихся в школе и пот ...

Развитие способностей учеников по системе обучения Людмилы Георгиевны Петерсон
Курс данной авторской программы Людмилы Георгиевны Петерсон в целом ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих с ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru