Из истории дошкольной педагогики мы знаем, что праздники и развлечения всегда занимали не последнее место в воспитании детей и им всегда придавалось большое значение. Детские праздники доставляют детям радость, способствуют закреплению уже имеющихся знаний умений и навыков, приобретенных детьми в процессе различных форм работы: занятия, игры, самостоятельная деятельность, познавательно-практическая деятельность.
В ходе организации детских праздников у детей поднимается настроение, создается благоприятный психологический климат, а это все, в свою очередь благоприятно влияет на психологическое и физическое здоровье детей: ребенок становится раскрепощенным, веселым, улучшается кровообращение в организме, что способствует улучшению работы всех органов и систем организма, улучшению обмена веществ.
Так же праздники являются действенным средством воспитания: у детей воспитывается ответственность, дружелюбие, чувство поддержки, интерес к обучению и всему окружающему и многое другое.
Мы знаем, что дошкольный возраст - это период активной деятельности и творческой фантазии. Именно поэтому очень важно с самого раннего детства заинтересовать детей, завлечь их, зажечь сердца, зародить в них творческое начало. Праздники позволяют ребенку в полной мере проявить свои творческие способности, свои навыки и умения, талант.
А что значит для ребенка праздник, когда рядом с ним находятся самые близкие и любимые люди - родители, или когда дома, вместе со всей семьей можно интересно провести время, играя веселясь и радуясь. Когда ребенок на Дне рождения видит не только красивый стол с угощениями, лица родных и близких, но и сможет весело провести с ними время во время игр и забав, показать близким, чему он научился, как вырос и много знает.
Организация совместных родительско- детских праздников в детском саду позволяет ребенку увереннее себя чувствовать, опираться на поддержку близкого человека, проявить чувство гордости за свою семью. Дома правильно организованные праздники помогут родителям лучше узнать ребенка, провести с ним лишнюю минуту, показать, как они любят своего малыша и что он значим для них. А ребенку такие праздники доставляют еще большую радость: родители собрались вместе, не спешат на работу, а еще и играют с ним. Согласитесь, не так часто сегодня родители уделяют внимание своему ребенку.
А.С. Запарожец говорил: "Ребенок приобщается к материальной и духовной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а активно, в процессе деятельности и от взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности."
Многие педагоги и психологи утверждают, что в активной деятельности, прежде всего интересной для ребенка, наиболее активно проходит его развитие. А праздник для ребенка и является интересной и активной деятельностью.
К большому сожалению, на сегодняшнем этапе большое значение придают праздникам, посвященным "красным датам" календаря, народным праздникам: Осенний бал, Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества, Калядки,
Дажжынки, спортивные праздники и многие другие. Но не часто в дошкольных учреждениях организуются совместные праздники для родителей и детей, чаще всего это физкультурные праздники, реже литературные и мало где можно встретить проведение праздников интеллектуального характера. И тем более очень редко встречаются праздники интеллектуального характера дома. Родители ленятся или просто не хотят разнообразить любой детский праздник играми, конкурсами, соревнованиями. А дети были бы совсем не против этого, а даже всеми руками "за".
Правильная организация домашних праздников для детей позволяет развить у детей стремление к познанию, творчеству; доставить детям радость.
Так же на практике доказано, что занимаясь интересным делом, ребенок стремиться выполнить его лучше. В процессе такой деятельности происходит психологическая разгрузка.
В ходе организации таких праздников можно использовать разнообразные дидактические и развивающие игры на развитие всех психических познавательных процессов, мыслительных операций, закрепление имеющихся знаний детей, умений и навыков.
Но, как уже выяснилось, психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах организации и проведения домашних праздников с детьми находится на низком уровне. Именно поэтому вся ответственность ложится на дошкольные учреждения. Педагоги должны продумать и организовать различные формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей, так, чтобы у них возникло желание и интерес не только для участия в совместных праздниках родителей и детей, но и для проведения таких мероприятий дома. Необходимо научить родителей использовать домашние праздники для развития, обучения и воспитания детей, показать роль совместных родительско- детских праздников в воспитании ребенка.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что взятая нами проблема действительно является актуальной, так является не до конца изученной и имеет большое значение в развитии ребенка, как личности, способности быть в центре внимания и быть ответственным, повышении его знаний, умений и навыков.
Объект исследования: совместные родительско- детские праздники, как средство воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: процесс организации совместных родительско- детских праздников в ДУ и дома.
Цель: предложить и экспериментально обосновать содержание и примерную систему комплексной работы по организации родительско - детских праздников дома и в детском саду.
Гипотеза исследования: процесс воспитания детей через совместные родительско - детские праздники будет более эффективным, если:
- педагог знает особенности проведения разнообразных форм работы с семьей(и традиционных и нетрадиционных), планирует и организует такие формы работы постоянно;
- педагог осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход в работе с родителями и детьми;
- родители постоянно интересуются жизнью ребенка в дошкольном учреждении, повышают свою психолого-педагогическую компетентность в вопросах воспитания и обучения ;
- родители знают и умеют правильно организовать праздники дома;
- создаются необходимые условия для воспитания детей, проявления детьми знаний, умений и навыков, творчества и развития интереса у ребят к совместной с родителями деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить данную проблему в научных исследованиях педагогов и психологов.
2. Раскрыть сущность, структуру и особенности проведения совместных родительско - детских праздников дома и в дошкольном учреждении.
3. Определить формы и содержание работы с семьей по повышению их психолого-педагогической компетентности в вопросах данной проблемы.
4.Определить критерии оценки эффективности совместных родительско - детских праздников.
Методы исследования:
Новое о педагогике:
Разработка урока по творчеству Л.Улицкой в 7-м классе
Приведем в качестве примера конспект урока по творчеству Л.Улицкой в 7-м классе. Людмила Улицкая "Капустное чудо" (рассказ из сборника "Детство, 49") Цели урока: - познакомить учащихся с именем современной писательницы ...
Направления логопедической работы по преодолению нарушения звукопроизношения
у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Методика преодоления дефектов звукопроизношения в логопедии наиболее разработана. Очень много сделано в этом отношении профессором Ф. А. Рау, профессором М. Е. Хватцевым и другими логопедами. Цель логопедического воздействия - исправление ...