Неклассическое воспитание О.С. Газман

Новое в образовании » Воспитательные возможности детского клуба » Неклассическое воспитание О.С. Газман

Страница 4

О.С. Газман рассматривает клуб как новую организационную форму воспитательной работы.

Новые воспитательные задачи нельзя решать устаревшими методами и в отживших организационных формах.

Важным отличием современного подхода к воспитанию является то, что оно не может принудительным. Детей нельзя обязать «воспитываться». Процесс воспитания – принципиально добровольный. Так же это должен быть взаимно открытый процесс, где все участники гласно определяют свои позиции, вырабатывают цели роста и открыто обмениваются методами своей деятельности, направленной друг на друга. Без этого механизм воспитания как взаимодействия по поводу самоопределения не срабатывает. Без отношения к позиции друг друга, без взаимной критики нет стимула к самосовершенствованию.

Отсюда О.С. Газман выделяет новый подход и к методике, и к организационным формам воспитания. Начинает говорить о формировании первичного воспитательного коллектива не на классно-урочной, а на производственно-трудовой основе. Здесь должны ставиться все основные задачи духовного роста личности и перспективы развития коллектива. На этой базе возникают и дружба, и взаимопомощь, и воспитание гражданственности.

Опыт отечественной школы и демократической системы воспитания за рубежом выдвигает в качестве весьма перспективного направления клубную форму жизнедеятельности ребят.

Традиционную школьную жизнь можно разделить на академическую (учебную) и клубную (собственно воспитательную).

Клуб – это общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами и имеющая своей задачей воспитание, самообразование и развитие творческих способностей.

Школьный клуб – это добровольное объединение детей, учителей, родителей и других лиц, выразивших желание состоять его членами и принятых в него общим собранием на основе закрытого голосования. В клуб могут входить жители микрорайона, люди всех возрастов, которые интересны друг другу.

Школьный клуб служит преодолению разрыва между детским и взрослым обществом, для взаимопомощи в развитии, в преобразовании себя и окружающего мира на основе подлинного самоуправления.

Все объединения, входящие в клуб, все его члены берут на себя обязательство выполнять законы клуба. Основные направления деятельности клуба: помощь школьникам в самоопределении; удовлетворение общественных, спортивных, художественных, технических интересов в кружках, секциях, самодеятельных группах; забота о социальном окружении.

Клубная форма жизни открывает простор для борьбы мнений, дискуссий вокруг участия в тех или иных гражданских акциях, дает возможность отстаивать свои идеологические позиции в ситуациях выбора дела, линии поведения, оценки поступка.

Также Газман подчеркивает, что в клубе открывается широкое поле для содружества всех поколений: людей разных возрастов, разных интересов, разного общественного положения. Это благоприятная почва для освоения социального опыта и культуры. Тем самым и идеи сотрудничества и методики коллективного творческого воспитания обретают новую силу.

Работа клуба заключается в следующих направлениях: защита личности ребенка, его суверенитета в школьной жизни; забота о его физическом, психическом, нравственном здоровье; побуждение детей к самообразованию и самообслуживанию в школе и классе; ведение документации.

Клуб может увлечь не только малышей, но и старшеклассников, и подростков. Ведь клуб – это и форма демократизации школьной жизни, и увлекательное направление общественной активности, и форма включения в производительный кооперативный труд. И здесь методика коллективного творческого воспитания – незаменимое средство.

Страницы: 1 2 3 4 

Новое о педагогике:

Психолого-лингвистические особенности аудирования
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная ...

Структура российской системы образования
За последние десять лет система российского образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru