В процессе осознания значения коллективной деятельности, поступков товарищей с точки зрения перспектив жизни данного коллектива и общественной морали возникает состояние общего стремления к реализации стоящих перед коллективом задач. С появлением субъективно принятой большинством общей цели коллектив переходит на новую стадию своего развития, характеризующуюся сознательным и волевым стремлением к достижению успеха в совместной деятельности, имеющий общественный смысл. Вместе с тем успех коллектива в реализации общественно важных целей повышает его значимость в глазах ребят, вызывает чувство гордости коллективом, уважение к нему. Отсюда возникает желание соответствовать там нравственным образцам, ценностям, идеалам, которые одобряются данным коллективом.
На завершающем этапе развития временного коллектива его нравственно-психологическое состояние, включая выработанное в предыдущие периоды критическое отношение к коллективной жизнедеятельности и в то же время уверенность в своих силах, веру в успех, обеспечивает условия, побуждающие ребят к работе над собой, к самовоспитанию. В этот период коллектив существует для каждого как источник самовоспитания, как инструмент развития индивидуальности.
Успех идеальных побуждений, положительные результаты деятельности, достигнутые в предшествующий период, повышают реальную самооценку школьников, актуализируют гражданские мотивы, стимулируют воспитание качеств, необходимых для активной общественной позиции в жизни. Коллективное сознание характеризуется возникновением единого общественного мнения.
Установка на самовоспитание, желание действовать и за пределами данного коллектива в соответствии с его идеалами сохраняется, если удается, во-первых, предоставить каждому возможность через коллектив осознать себя, свои возможности, свою жизненную позицию; во-вторых, увлечь формами и методами самовоспитания; в-третьих, создать условия каждому для самостоятельной деятельности в соответствии с принятой активной общественной позицией и индивидуальными особенностями личности.
«Рассматривая коллектив в качестве средства воспитания, пытаясь проникнуть в механизм влияния его на ребенка, мы обращаемся к явлениям группового сознания, к той новой силе, которая рождается в результате взаимодействия членов коллектива, в результате реализации ими совместных целей».
Коллективное образование (групповые нормы, ценности, общественное мнение, настроения) воздействуют на членов коллектива не как отдельно взятые факторы, а как реально существующее интегративное целое – через коллективное сознание.
Целостный, системный подход к изучению явлений общественного и индивидуального сознания в науке становится ведущей тенденцией времени, ибо не просто «те или иные идеи взгляды, представления и чувства в отдельности оказывают непосредственное воздействие на деятельность людей, а их сплав, то есть те образования, которые возникают в результате взаимодействия различных идей и взглядов, представлений и чувств».
Как общественное, так и коллективное сознание как целостное образование всегда что-то испытывает, переживает, оценивает, т.е. находится в том или ином состоянии. Коллективное сознание как отражение действительности в каждый переживаемый коллективом период не существует аморфно, а фиксируется, концентрируется в конкретном своем состоянии. Психологическое состояние коллектива, состояние его сознания выступают связующим звеном между отражением действительности и деятельностью людей по изменению этой действительности.
Испытывая определенные состояния, детский коллектив играет роль активной силы в регулировании поведения ребенка. Понять, предвидеть варианты воздействия коллектива на личность возможно, познав не только эту личность, но и содержание и направленность состояния коллективного сознания в данный момент. Состояние, которое переживает коллектив в данный период, обусловлено всем предшествующим опытом коллективной жизни, оно выступает как интеграция, продукт, итог всех предшествующих состояний, а также факторов данной конкретной ситуации. Таким образом, психологическое состояние коллектива выступает как объективный фон, в котором закодирована готовность членов коллектива (или отсутствие таковой) к действию, к достижению совместных целей, т.е. состояние выступает как установка, как инструмент ориентации на будущее.
Новое о педагогике:
Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе
Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью - активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анали ...
Социально-педагогическая работа в школе
Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. Это, прежде всего деятельность классных руководителей, на которых нередко возлагались функции и социального педагога, и социального работника. Возникает необходимость со ...