Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно. В том случае, если ребенок не может активно выполнять упражнения, он выполняет их пассивно - с помощью логопеда. Логопед манипулирует мышцами детей после предварительно их расслабления. Движения должны выполняться перед зеркалом, при этом логопед подключает зрительный и тактильный контроль ребенка к выполнению движений.
Для ускорения перехода от пассивного выполнения движения к активному нужно после оказания помощи предложить ребенку самому воспроизводить необходимое движение с помощью рук.
При выполнении активных движений рекомендуется отрабатывать следующие параметры:
- полноту объема движения;
- точное включение определенных мышц в выполнение заданного движения;
- дифференцированность артикуляционной моторики;
- включение и выполнение без выраженного латентного периода (допустимый латентный период до 2 сек.);
- последовательное увеличение времени фиксации артикуляционной позиции;
- быстрое завершение без нарастания тонуса в соседних мышцах;
- интенсивность выполнения движения;
- силовое включение в сопротивление (рывками или плавное) требуемому движению;
- симметричность включения речевых мышц обеих сторон при выполнении требуемого положения.
Вся система артикуляционной гимнастики делится на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Так, например, статические, на удержание позы: "Лопаточка", "Чашечка", "Иголочка" и др. и динамические: "Часики", "Лошадка", "Качели" и др.
Самым подвижным органом артикуляционного аппарата является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Особо можно выделить кончик языка (с которой начинается передняя часть спинки языка) и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.
Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть спинки языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (при звуках [с], [з], [с’], [з’], [ц], [т], [д], [н]), подниматься за верхние зубы (при звуках [т], [д], [н]), прижиматься к альвеолам (при звуках [л], [л’]), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуках [р], [р’]). Передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам и образует с ним щель (при звуках [с], [з], [с’], [з’]), поднимается к небу вместе с кончиком языка и образует щель с твердым небом (при звуках [ш], [ж], [щ]).
В артикуляционную гимнастику входят упражнения, в ходе которых вырабатываются следующие положения кончика языка:
- опущен за нижние зубы - " Почистим зубы";
- поднят вверх к альвеолам - "Маляр", "Грибок", "Гармошка".
После того как каждое положение будет отработано, дается упражнение на переключение с одного положения языка на другое - "Качели".
Средняя часть спинки языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу (при звуке (и) и мягких согласных). Для выработки подъема средней части спинки языка выполняют упражнение "Киска сердиться".
Новое о педагогике:
Цели, задачи, содержание по формированию представлений
о человеке у детей 5-6 лет
По - мнению Козловой С.А., Куликовой Т.А. формирование представлений о человеке в настоящее время можно рассматривать в нескольких приоритетных направлениях: 1. Познание себя как социальной личности. 2. Развитие дружелюбного отношения к жи ...
Минимальное дизартрическое расстройство - как стойкое нарушение
звукопроизношения в дошкольном возрасте
Минимальное дизартрическое расстройство (стертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны ре ...