- способ подачи воздушной струи - плавно или толчком;
- ощущение препятствий для выдоха воздушной струи. Препятствия создаются рукой, губами, языком.
На этапе постановки звуков используется такие же методы и приемы как и при дислалии, однако, необходимо отметить, что сроки работы над каждым звуком значительно больше. Необходимо учитывать принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально - это может быть как механический, по подражанию, и смешанный.
Перед вызыванием и постановкой звуков важно добиваться их различения на слух. Необходима тренировка слухового восприятия, ребенок должен научиться слушать самого себя, улавливать разницу между своим произношением и нормализованным звуком.
При формировании звукопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях речевой коммуникации, предупреждении и преодолении вторичных нарушений речи логопед должен проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, формированию произносительных навыков в различных ситуациях общения. Звуки закрепляются в словах и предложениях.
Коррекция звукопроизносительной стороны речи сочетается с работой над ее выразительностью. Ребенка учат ускорять и замедлять темп речи в зависимости от содержания высказывания, равномерно чередовать ударные и безударные слоги, выделять паузами или повышением голоса отдельные слова или группы слов .
Изучив проблему нарушений звукопроизношения у дошкольников можно сделать следующие выводы:
- при решении проблемы нарушений фонетической стороны речи у детей с дизартрией значимым является комплексный подход, включающий психолого-педагогический, психофизиологический, медицинский, лингвистический аспекты рассмотрения данного речевого расстройства;
- исследование показало, что нарушения произношения у детей с дизартрией представляет собой сложный симптомокомплекс. В большинстве случаев у данной категории детей наблюдается сочетание нарушений звукопроизношения и просодической стороны речи. При этом преобладающими в симптомокомплексе являются дефекты звукопроизношения, в то время как нарушения просодической стороны речи проявляются в нерезко выраженной степени;
- исследованием доказано, что дизартрия - речевое расстройство, имеющее сложную и неоднородную структуру речевого дефекта. Дефекты фонетической стороны речи при этом виде речевой патологии определяются нарушением не только моторных, но и сенсорных звеньев процесса овладения звуковой стороной речи. При этом соотношение нарушенных моторных и сенсорных звеньев у детей со стертой формой дизартрии является различным. С учетом структуры речевого дефекта преобладают нарушения моторных и сенсорных звеньев речевого процесса;
- в процессе коррекции нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с дизартрией наиболее эффективным является комплексное дифференцированное логопедическое воздействие, которое направлено на формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих процесс моторной реализации речевой деятельности. Система комплексной логопедической работы должна включать следующие направления: формирование восприятия устной речи; развитие ручной моторики и моторики артикуляторного аппарата; воспитание правильной артикуляции звуков и их автоматизация в различных условиях произношения; формирование интонационной выразительности речи;
Новое о педагогике:
Контроль усвоения грамматического материала на средней ступени обучения
В процессе контроля речевых умений косвенно проверяется и освоение учащимися языкового материала. Так, одним из основных показателей экспрессивной устной речи является построение типовых фраз в соответствии с моделями изучаемого языка, а о ...
Сотрудничество с родителями
Обогащение игрового опыта дошкольника, развитие его игровых навыков и умений - задача, эффективность решения которой зависит не только от воспитателей детского сада, но и от участия семьи. В связи с этим мы использовали следующие формы и м ...