Периоды развития воспитания и школы в античном мире:
1. Архаичный (древнегреческий) период. IX в. до н.э. по VIII в. до н.э.
2. Период расцвета Эллады(новогреческий): VII-IVв. до н.э.
3. Эллинистический период: III в. до н.э. - I в. до н.э.
Древняя Спарта. До 7 лет дети воспитывались в семье. Государство участвовало в воспитании мальчика-спартанца с его рождения, оно определяло годность к военной службе и контролировало процесс обучения и воспитания. Молодежь до 30 лет не имела всех гражданских прав и воспитывалась под контролем государства – в три этапа. Первый – с 7 до 15 лет – это самый интенсивный процесс воспитания, мальчики в этом возрасте были "общественной собственностью" - жили в военизированных интернатах. Содержание обучения были гимнастические и военные упражнения, а также чтение, письмо, счет, музыка (которые не приоритетны), развитие лаконичной речи. С 14 до 15 лет мальчики проходили службу в отрядах. Второй этап – с 15 до 20 лет – подростки становятся эйренами и получают определенные гражданские права, их обязанностью является помощь в воспитании детей 7-14 лет. Третий этап – с 20 до 30 лет. Юноша постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины. Воспитание спартанских девушек заключалось в постоянном выполнении гимнастических упражнений, обучении танцам и пению (для участия в обрядах).
Древние Афины. Цель воспитания в Афинах - всестороннее развитие духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье: до 4-х лет воспитывают мать и кормилицы, с 4 до 5 - воспитывает раб-педагог. Образовательная система в Афинах: учебные заведения были платные и бесплатные, 2-х ступенчатая система образовательных учреждений. Начальная ступень: Мусические школы (с 7 до 16 лет), в этих школах проходили такие предметы, как: чтение, литература, искусство, науки, начала геометрии, рисование. Гимнастические школы (палестры): с 12 лет (параллельно с посещением мусической школы) - под руководством учителя дети учатся упражнениям в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. А с 14 лет обучение проходит в палестре (образование в палестре является приоритетным и оттесняет мусическое образование). Далее идет средняя ступень, состоящая из нескольких типов школ: Гимнасий (ликей, академия, киносарг) - государственное учебное заведение повышенного типа для юношей 16-18 лет; Эфебия - с 18 до 20 лет (гос. учреждение), её цель – военная подготовка. В Афинах к VI в. до н.э. сложилась характерная тенденция в развитии образования – становление философских школ (эпикурейской, пифагорейской, софистской). Женское образование проходило в семье, девочки обучались элементарным навыкам: письму, чтению, рукоделию (главный навык), пению.
Древний Рим. Период существования Древнего Рима (753 год до н.э. - V в. до н.э.). VIII-III вв. до н.э. - образование происходило в домашне-семейных условиях. За нравственное и гражданское воспитание отвечал отец. В V в. до н.э. - в Древнем Риме появляются начальные элементарные школы, не пользующиеся авторитетом. В III-I вв. до н.э. образование начинает меняться под влиянием греческой традиции. Помимо элементарных школ, появляются грамматические. К II веку до н.э. появляются новые тенденции: в семьи богатых граждан приглашаются учителя-греки (для получения эллинского образования), появляются школы риторов для обучения ораторскому искусству. Ступени системы образования в Древнем Риме: 1) начальное образование (элементарные школы), 2) Средняя ступень (грамматические и риторические школы). 3) Заключительный этап (коллегии юношества - для детей римской знати). Военная подготовка проходила в легионах.
Новое о педагогике:
Методические рекомендации по
подготовке и оформлению студенческих научных работ на Республиканский конкурс
Для участия в Республиканском конкурсе научных студенческих работ необходимо предоставить ответственному за НИРС вуза следующие документы. Научная работа, оформленная в соответствии с ГОСТ 7.32, 7.1. Объем работы не должен превышать 50 стр ...
Нормативно-правовая база социальной поддержки детей с девиантным поведением
Социально-педагогическая поддержка детей с девиантным поведением основывается на соблюдении норм международного и российского законодательства. Основным законом, на который ориентируется в своей деятельности социальный педагог, является Ко ...