Овладев с помощью взрослых основными способами действия, характерных для той или иной деятельности, дети могут использовать их в тех же или несколько измененных условиях. Для этого надо, чтобы в групповой комнате и на участке были созданы условия для разнообразной самостоятельной деятельности малышей. Каждый вид игрушек и пособий следует хранить в определенном порядке. Это позволит детям найти нужный предмет, а после игры убрать его на место. Важно продумать, как наиболее рационально распределить игровой материал, чтобы дети могли заняться разнообразной деятельностью, не мешая, друг другу.
Н.М. Аксарина показала, что для возникновения и развития игры необходимо: обеспечивать детей игровым материалом, актуализирующим их впечатления об окружающем; проводить соответствующее игре “обучение”:
А) осторожное использование прямых методов руководства игрой (показ игровых действий),
Б) широкое использование косвенных словесных указаний воспитателя, направляющих игру.
Педагогические условия руководства игрой:
активная деятельность детей, направленная на ознакомление с окружающем,
обучающие игры,
своевременное изменение предметно-развивающей среды,
активизирующее общение педагога с детьми в процессе самой игры.
Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, включающей интеллектуальное решение игровых задач, педагогу необходимо комплексно руководить ее формированием, а именно: целенаправленно обогащать практический и игровой опыт ребенка, постепенно переводя его в условный игровой план, во время самостоятельных игр побуждать дошкольников к творческому отношению действительности.
В игре ребенок:
развивается как личность,
формируются те стороны психики, от которых будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми,
получает первый опыт коллективного мышления.
Умение играть зависит от:
содержания, вкладываемое взрослым,
активности ребенка, эмоционального состояния,
руководства игрой педагогом,
тесной связи игры с жизненным опытом ребенка,
разучивания ролевых действий, сюжетов.
Группа педагогов-исследователей под руководством Новоселовой С.Л. разработала метод комплексного руководства игрой младших дошкольников. Комплексный метод включает следующие компоненты:
планомерное обогащение жизненного опыта;
совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Под руководством игрой данные авторы понимают совокупность
методов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладения ими конкретными действиями.
Формы обучающих игр (Новоселова С. Л.):
показы инсценировок,
сюжетно-дидактическая игра,
игра-занятие,
непринужденная игра.
Этапы обучающих игр (Новоселова С. Л.):
заинтересовать содержанием игровых задач, рассмотреть, вызвать эмоционально-положительное отношение,
демонстрация обобщенных способов решения игровых задач с помощью игрушек - заменителей,
действия с воображаемыми предметами.
Применяемые методы (К.Л. Печора):
Новое о педагогике:
Коррекция формы носа. Коррекция формы
Длинный нос корректируется темным тоном на кончике носа (с растушевкой на основание носа) и переносице (если переносица не слишком впалая). Кроме того, темные тени на нижних веках также визуально укорачивают нос. Короткий нос визуально буд ...
Творчество учащихся – организационно-композиционный стержень урока
литературы как художественно-педагогического процесса
А.Н. Леонтьев ввел в психологию категорию «предметной деятельности» как фактора происхождения, функционирования и развития человеческого общественного и индивидуального сознания. Основу индивидуальности составляет конкретная структура «цел ...