Патриотическое воспитание школьников как педагогическая проблема

Новое в образовании » Патриотическое воспитание школьников как педагогическая проблема

Страница 3

Проблема патриотического воспитания волновала и волнует многих.

А.С.Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень мучительная, неинтересная, грязная». Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания имеют работы В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка к простому, будничному, повседневному труду, труду для общества как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина. Мы согласны с мнением Сухомлинского о том, что любовь к Отечеству становится силой духа только тогда когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это – твоя Родина.

По мнению О.Р.Шефер (2003 г.) идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Тогда сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

С.Е.Матушкин рассматривает патриотизм с точки зрения психолого-педагогического аспекта как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание и структуру.

Ш.Ш.Хайруллин указывает, что патриотизм является проявлением духовной культуры человека. При этом основным звеном духовной культуры является нравственная культура. Это сложное психическое явление, которое характеризуется тесным единством широких этических знаний, нравственных убеждений, чувств, потребности жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро.

На основании проведенного анализа работ, связанных с воспитанием патриотизма, нам представляется, правомерно вкладывать в это понятие следующее смысловое содержание: патриотизм – это синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей культуры.

Выделяя патриотическое воспитание в относительно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение целого и части. Это связано еще и с тем, что, во-первых, патриотизм возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения. Во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества. В-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума. В-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству. В-пятых, истинный патриотизм – в его духовности. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социально значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигший высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. В связи с этим мнением В.И.Лутовинова, учителю при организации учебно-воспитательного процесса правомерно учитывать замечание о том, что систематическое глубокое обогащение всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием есть необходимое условие воспитания патриота.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Методика констатирующего эксперимента по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции
Констатирующий эксперимент проводился на базе образовательного дошкольного учреждения – "Центр развития ребенка – Детский сад №60", города Раменское, Московской области, в период 2009 – 2010 учебного года. Целью констатирующего э ...

Культураобщения как составной компонент культуры поведения
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» сформулированы задачи и содержание нравственного воспитания в целом и его составной части воспитания культуры поведения с учётом возрастных особенностей. В структуре программы также заложе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru