Современная педагогика все чаще обращает внимание на развитие детской креативности. По сути, «creative»в переводе с английского языка - «творчество».В конце прошлого столетия иностранное слово попадает в лексикон бизнесменов, и, конкретно, в рекламу. Почему же этот термин применим в педагогике, не проще ли использовать привычное русское слово «творчество»? Может это просто дань моде?
Дело в том, что русское слово многозначнои западный вариант привносит еще один аспект: это сиюминутное, каждодневное создание нового. И.Л. Викентьев, директор консалтинговой компании «ТРИЗ-ШАНС» (г. Санкт-Петербург), в своей книге «Классификация технологий креатива» дал следующее определение: «Креатив – это создание нового, в том числе – на потоке. Говоря «на потоке», мы подразумеваем, что новые идеи нужны регулярно: еженедельно, даже ежедневно».2Таким образом, заграничный термин вполне приемлем в русской педагогике.
Существует мнение, что креативность – это врожденный дар, который отличает талантливых людей. По мнению первого разработчика Теории Решения Изобретательских Задач, Генриха СауловичаАльтшуллера, автора пособия "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы", прирожденных способностей не существует. По наследству передаются только задатки . «Родился человек и получил сберкнижку с определенной суммой… Ребенок, который имел сначала десять копеек, может набрать к восьми годам сто рублей. А вундеркинд, имевший в пеленках генетическую трешницу, может к тем же восьми годам доползти до червонца. Даже в музыке. Например, Леонтьев экспериментально показал, что такая способность, как звуковысотный слух, не передается генетически, а воспитывается».1 Стало быть, креативные способности вполне развиваемы.
Если вы взялись развивать детскую креативность, необходимо учитывать возраст ребенка. У младших школьников потребность в творчестве чрезвычайно велика, к средней школе она снижается. Это связано с тем, что с увеличением нагрузки, у школьников часто не остается времени на творчество, зато в сжатых временных рамках начинают все более и более задействоваться механизмы креативности. Зачастую, подростки проявляют чудеса креативности, решая свои проблемы в кратчайшие сроки. Цель – быстро и по возможности успешно сделать уроки и успеть погулять…. Таким образом, подсознательная креативность подростков проявляется в стремлении к получению удовольствия.По результатам опроса проведенного среди учеников 6-х, 7-х классов, более 60% на первое место поставили общение (на прогулке, через интернет), на втором месте в рейтинге удовольствий у подростков слушание музыки. Обратите внимание на огромное количество детей на улице, в транспорте в наушниках. Они даже засыпают с «музыкой в ушах»…Следовательно, музыка – это удовольствие, которое может способствовать развитию креативности у подростков.
Музыка сквозь призму художественного образа, творчества и вдохновения формирует особое видение мира. Она развивает у детей нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формирует независимую жизненную позицию. Этот вид искусства обладает невероятной силой воздействия: музыка пробуждает человеческие чувства, «…высекает огонь из души человеческой», создает образы для подражания.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
Креативность – это не дань моде, а необходимое современному человеку качество, позволяющее быстро и правильно ориентироваться в ситуации, принимать нестандартные решения, «ставить на поток» создание нового.
Креативность свойственна не только гениям, она есть в определенной степени у всех и, самое главное, ее можно развить.
Новое о педагогике:
Анализ современных программ воспитания детей по разделу
ознакомления дошкольников с произведениями искусства: скульптура малых форм
Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной цель ...
Исторические и психолого-педагогические основы темы "Методы и приемы
словарной работы на уроках русского языка в начальной школе"
В последние годы к методике обучения русскому языку в начальных классах возрос интерес ученых-методистов и учителей-практиков, особенно к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это, во-первых, достижениями совреме ...