Творчество зачастую существует во имя творчества, креативность же всегда преследует цель. Для подростка целью является самореализация, признание среди сверстников, получение удовольствий.
Музыка у подростков занимает второе место в рейтинге удовольствий, следовательно, она может способствовать развитию подростковой креативности.
По мнению Д.И. Игнатьева, начальника отдела по работе с зарубежными и региональными СМИ ОАО "Газпром", преподавателя МГИМО МИД РФ, алгоритм креативного процесса можно представить о виде пяти последовательных стадий: информации, инкубации, озарения, интеграции, иллюстрации.4
В свете этой градации рассмотрим метод «проектов» - практическую технологию, ориентированную не только на обобщение знаний, но и на их применение. С помощью этого метода можно на уроках музыки прогнозировать профессиональные устремления учащихся. Исследовательские проекты для урока музыки по типу являются межпредметными – интегрируется сразу несколько предметов. Подросток должен выбрать тему, связанную с его любимым занятием, школьным предметом, предполагаемой будущей профессией и связать эту тему с музыкой. Обычно дети выбирают тот предмет, по которому успевают лучше всего или тот, который вызывает наибольший интерес. Можно предложить ученикам 6 – 7 классов следующие темы для проектов:
• Отражение истории в музыке. В этом проекте можно рассмотреть оперы русских и зарубежных композиторов на исторический сюжет, сравнить художественное изображение события с реальным, описанным историками. Например, опера М.И. Глинки «Иван Сусанин», А.П. Бородина «Князь Игорь» - это произведение можно рассматривать в сравнении с литературным историческим памятником «Слово о полку Игореве».
• Воплощение литературных образов в музыкальных произведениях. Здесь можно привести много произведений для разбора. Это может быть сравнение образов оперы Ж. Бизе «Кармен» с их воплощением в литературном произведении Проспера Мериме.
• Музыка и математика. Эта тема может раскрыть связь строения музыкальных форм с математическими понятиями. Для наиболее интересующихся этой темой детей можно предложить знакомство с математической символикой в музыке И.С. Баха.
• Физические свойства звука.
• Психологическое воздействие музыки на человека.
• Музыка и здоровье.
• Музыкальные пристрастия великих.
Учитывая, что связи с музыкой можно отыскать во всех видах человеческой деятельности, поощряются разработки проектов на собственные темы. Например, семиклассник сдал проект под названием – «Музыка любви». Детей это позабавило, ведь в задании следовало связать музыку и любимое дело. На остроты он ответил: «Любовь как музыка, без нее невозможно ничего, даже выбор собственной профессии». Выступление привлекло внимание…
Итак, первая стадия алгоритма креативности «информационная». Работа над проектом начинается со сбора информации, которую нужно найти, отобрать и обработать. Сведения можно брать из Интернета, СМИ, живого общения. Для сбора информации учащимсядоступны такие методы как наблюдение, интервью, анкетирование.
«Инкубационная» стадия – важный этап работы над проектом. Это подсознательная работа мозга над проблемой. Д.И. Игнатьев советует на время отложить работу над проектом и переключиться на другие текущие задачи. «В этот момент размышления над проектом будут перенесены из активного сознания в подсознание, что позволит идеям двигаться сразу в нескольких направлениях на пути к новому интересному решению»4. Эта стадия очень нравится детям, они готовы решать все задачи на подсознательном уровне, поэтому о создании проекта надо говорить заблаговременно, но постоянно напоминать детям о том, что задание существует.
Новое о педагогике:
Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области
«Технология»
Традиционный подход в проектировании содержания образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Достижение личностной ориентированности затруднено существующими принципами формирования учебных планов и программ, определяющих с ...
Сенситивные периоды развития физических качеств
На различных этапах своего развития организм ребенка по-разному реагирует на воздействие внешней среды. Периоды, отличающиеся повышенной чувствительностью к влиянию некоторых внешних факторов, к определенным условиям жизнедеятельности, изд ...