9. Русским согласным [л] и [л’] в дагестанских языках соответствует один согласный [л]. При образовании русского [л] кончик языка упирается в верхние зубы, средняя часть его спинки ложкообразно вогнута, задняя же часть спинки несколько поднимается, что придает звуку [л] твердую окраску. С такой артикуляцией звук [л] произносится детьми перед гласными заднего ряда. Перед гласными переднего ряда в произношении учащихся-дагестанцев звук [л] смягчается, т.е. произносится звук средний между русскими [л] и [л’]. При артикуляции [л] дагестанских языков задняя часть спинки языка не поднимается, между передней и задней частями не образуются впадины. При произношении [л’] трудность для детей заключается в высоком подъеме средней части языка.
10.Между сходными в общих чертах русскими звуками [ц], [ж], [ш] и дагестанскими [ц], [ж], [ш] есть различия как артикуляционные, так и акустические. Твердые согласные [ц], [ж], [ш] произносятся как соответствующие мягкие. При произношении русских [ц], [ж], [ш] между передней и задней частью языка образуется впадина, вследствие чего эти звуки приобретают очень твердую окраску.
11.В дагестанских языках отсутствует звук щ
(долгий мягкий). Вместо долгого мягкого щ
дети произносят звук родного языка ш
. Долгий мягкий щ
от твердого шотличается тем, что при образовании первого средняя часть спинки языка слегка поднимается по направлению к твердому нёбу. Кончик языка слегка остается приподнятым, но не загнут кверху. Язык при произношении долгого мягкого щнапрягается больше, чем при произношении твердого ш
.
12.Русские согласные сочетаются более свободно, чем согласные в дагестанских языках. В русском языке, в отличие от дагестанских языков, встречается ряд сочетаний с двумя и тремя согласными в начале, в середине и в конце слова. Слог в исконно дагестанских словах не может начинаться с сочетания с+согласный. В начале и в конце слова не могут идти подряд две смычные. Смычная не может следовать за сонорной. Отсюда ошибка типа: [ъ] стол, [ъ] стакан, б[ъ] рат, [ъ] спросил, тек[и] ст,
вместо стол, брат, спросил, текст.
13. Согласные в дагестанских языках стабильны. Они почти не подвергаются позиционным изменениям. В русском языке в конце слов звонкие согласные произносятся как соответствующие глухие; звонкие согласные в позиции перед глухими согласными оглушаются: если в слове подряд идут два согласных (за исключением в, л, м, н, р
) – то согласный, стоящий перед глухим, оглушается, перед звонким – озвончается, т.е. наблюдается ассимиляция.
При отработке произношения гласных звуков нужно учитывать их позицию: сочетание гласного с твердым или мягким предшествующим согласным, положение между твердым или мягким, согласными, место гласного звука в слове по отношению к ударению и т.д.
При отработке произношения согласных важно обращать внимание на сочетание звуков, учитывать характер последующего гласного, а также положение согласного в слове и т.д.
Одним из необходимых условий успешного обучения русскому произношению является правильная речь самого учителя.
Учителю необходимо знать нормы русского литературного произношения, предусмотренные образовательным стандартом и программой по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной школы.
Произношение и чтение гласных
1. В первом предударном слоге после твердого согласного на месте звуков а, о произносится звук (краткий а), близкий к звуку [а] ударного слога, но отличающийся от него чуть меньшим раствором рта (меньшей открытостью): глаза [гл^зá], вода [в^дá].
2. В других слогах (втором, третьем, четвертом предударных слогах и заударных слогах) на месте букв а
, о
после твердых согласных произносится звук ъ
, средний между а
и ы
, который называется редуцированным (кратким) гласным (самолет [съм^л óт], голова [гъл^вá], говорить [гъв^р’úт’], слово [слóвъ]).
3. После твердых шипящих ж, ш
и ц
на месте буквы и произносится звук ы: ж[ы] ть, ш[ы] ть, ц[ы] фра.
4. После шипящих ж, ш
и после ц
в первом предударном слоге вместо гласного е
произносится гласный, средний между ы
Новое о педагогике:
Основные направления и условия успешного развития речи младших школьников
Целью обучения развития речи является совершенствование у детей основных видов речевой деятельности. Для достижения поставленной цели необходима кропотливая работа. Все обучение речи можно представить в виде двух взаимосвязанных напралений ...
Как осуществлялся дифференцированный подход в процессе обучения
При подготовке к уроку учитывался уровень развития и психофизиологические особенности обучающихся. Так, доля информации при распределении материала для «Урока-путешествия», который проводился на 1 ступени НПО, зависела от уровня подготовки ...