При произношении двусложных и трехсложных слов учитель напоминает ученикам, что ударный слог произносится протяжно и громче, а безударный, по сравнению с ударным слогом, – короче и тише.
Особое внимание надо уделять запоминанию места ударения в словах. Вводя в речь учащихся новое слово из текста или упражнения, учитель должен тренировать их в правильной постановке ударения с учетом характера ударения (постоянного или подвижного). На уроках чтения после введения нового слова следует отводить время на отработку ударения – хоровую и индивидуальную. Особое внимание нужно обратить на ощутимый момент артикуляции, который заключается в усилении напряженности и длительности ударного слога. Упражнения, предназначенные для отработки произношения гласных в безударных слогах, предусматривают основные позиции их произношения.
Материалом для упражнений служат одно-, двух-, трех- и четырехсложные слова. В упражнения включены и сочетания предлога с последующим словом: перед домом, перед школой, на улице, на работе, на уроке.
В
работе с таким материалом учитель должен обратить внимание на ударный слог и добиваться слитного произношения фонетического слова (сочетание предлога или частицы с последующим словом).
Трудность для учащихся-дагестанцев представляют слова со стечением согласных. Отсюда ошибка – вставка гласного между согласными, особенно между смычными глухими. Поэтому рекомендуем давать упражнения на отработку труднопроизносимых сочетаний звуков, сопоставление слов со стечением согласных и без стечения согласных (стол
– на столе, шкаф – на шкафу, лист – листочки, на листе).
Характерной особенностью фонетической системы русского языка является противопоставление согласных по твердости-мягкости. Почти все русские согласные могут образовываться с дополнительной артикуляцией «мягкости» и без нее, которая заключается в поднятии средней части языка к твердому нёбу. В системе согласных дагестанских языков, как мы отмечали, отсутствует противопоставление по твердости-мягкости. Произношение мягких согласных представляет большие трудности для дагестанских учащихся. Поэтому в системе упражнений большое место отводится фонетическим упражнениям с этими согласными. В работе над постановкой произношения мягких согласных учитель должен знать, что основным управляемым моментом при артикуляции мягких согласных является продвижение языка в передне-средней части полости рта – и-образная окраска мягких согласных и ы – образная окраска твердых согласных.
В русском и дагестанских языках согласные делятся на глухие и звонкие. Но в отличие от русского языка, в системе глухих согласных дагестанских языков встречаются и специфические, характерные только для них звуки, которые противопоставляются по силе, смычкогортанности и придыханию: п1, т1, к1, пп, тт и др. Эти звуки оказывают определенное влияние на усвоение дагестанскими детьми закономерностей русского произношения. При наличии ошибочного произношения этих согласных учитель сможет на материале фонетических упражнений, где даны слова с глухими согласными, провести работу, которая заключается в произношении русских слов то напряженно, то ослабляя мускульное напряжение. Известно, что учитель в начальных классах не может обеспечить безакцентное произношение. Но тем не менее вместе с отработкой произношения звуков, имеющих смыслоразличительную функцию, необходимо работать и над устранением подобных фонетических ошибок.
Согласные русского языка, в отличие от согласных дагестанских языков, как мы отмечали, изменяются в зависимости от позиции: парные звонкие согласные оглушаются перед глухими и в конце слова сад [сат], зуб [зуп], редко [р'эткъ], кнúжка [кн'úшкъ]. Парные глухие согласные перед звонкими озвончаются: сделать [з'д'элът'], сбор [збор]. Перед гласными, сонорными согласными м, н, л, р, н
и в
глухие и звонкие согласные не изменяются.
В системе упражнений по произношению и чтению согласных, должны присутствовать задания на произношение слов, словосочетаний и предложений с явлением оглушения и озвончения согласных, которые позволяют обратить внимание учащихся на данное явление, показать позиционное изменение: друг г→к, книж
ка ж→ш, сделать с→з. Такие задания не только способствуют правильному произношению, но и показывают на различия в произношении (чтении) и письме.
Новое о педагогике:
Опыт работы педагога ДОУ №17 по формированию представлений
о человеке
Для выявления проблемы формирования представлений о человеке у детей 5-6 лет был проведен констатирующий эксперимент в ДОУ №17. Цель эксперимента была выявить современные подходы к решению проблемы формирования представлений о человеке у д ...
Психолого-лингвистические особенности аудирования
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи. С точки зрения психофизиологии аудирование трактуется как перцептивная умственная мнемическая деятельность. Перцептивная потому, что осуществляется восприятие (рецепция). Умственная ...