О необходимости уделить особое внимание отработке артикуляции сходных звуков говорил Л.В. Щерба: «Особые трудности кроются даже не в тех звуках, которым нет аналогичных в родном языке учащихся, а как раз в тех, для которых в этом последнем имеются сходные звуки» . Опыт работы учителей показывает, что методом подражания легче усваиваются звуки, резко отличающиеся от звуков родного языка. Однако учащиеся должны иметь какие-то отправные пункты, от которых можно оттолкнуться. Найти их не всегда бывает легко, поэтому нельзя ограничиваться одним методом подражания, его необходимо сочетать с другими методами.
Показ и объяснение артикуляции
По сравнению с имитацией артикуляционный метод используется реже. Артикуляция – это положение органов речи при произношении того или иного звука. Сущность артикуляционного метода заключается в том, что учитель показывает и объясняет положение органов речи, их движение при произношении определенного звука. Учащиеся должны осознать, чем отличается один звук от другого, какие артикуляции являются, например, общими для двух-трех звуков, какие служат для дифференциации звуков. Эффективным является сочетание имитации с артикуляционным методом.
Пользоваться артикуляционным методом удается не всегда, так как артикуляцию всех звуков показать невозможно. Кроме того, не все моменты (положения, движения органов речи) являются ощутимыми. Например, нельзя показать особенности артикуляции твердости-мягкости, так как эти моменты являются неощутимыми. Поэтому указанный метод целесообразно сочетать, например, с таким методическим приемом, как использование звуков-помощников, т.е. соседних звуков, имеющих ощутимые артикуляции.
Однако в ряде случаев показ и объяснение артикуляция оказывают большую помощь. Известно, что при произношении звуков родного языка речевые органы детей автоматически, бессознательно производят необходимые движения. Задача учителя состоит в том, чтобы на основе имеющихся навыков произношения выработать у детей автоматизированные движения органов речи, соответствующие звукам русского языка. Однако добиться выработки таких навыков в школе можно только на основе осознания артикуляции трудных звуков. Артикуляционный метод чаще используете на продвинутом этапе обучения. На начальном же этапе основным средством выработки артикуляции того или иного звука следует считать систематические упражнения в его произношении в различных фонетических позициях.
Итак, артикуляционный метод помогает корректировать произношение учащихся. Например, учащиеся вместо [ы] произносят [и]. Объяснение артикуляции и советы: 1) отодвиньте язык назад, как при [у]; 2) произнесите звук более низко, тихо; 3) сравните [и] [ы] в словах. Вместо [ф] учащиеся произносят [п]: [пизика], [копта]. Объяснение артикуляции и советы: 1) растяните губы, как при звуке [м]; 2) приподнимите верхнюю губу так, чтобы верхние зубы были видны, 3) приблизьте нижнюю губу к краю верхних зубов; 4) направьте воздушную струю на нижнюю губу; 5) несколько секунд продолжайте так произносить звук; 6) сравните слова [паръ] – [фаръ], [пакт] [факт]. Аналогичные объяснения можно дать по каждому звуку.
Имитационный и артикуляционный методы дополняют друг друга. Учитель четко, ясно произносит слово с изучаемым звуком и показывает артикуляцию. Учащиеся слушают его, наблюдают за артикуляцией, если есть такая возможность, повторяют за учителем. Связь слухового, речедвигательного и зрительного восприятия помогает выработать у детей артикуляционно-акустические навыки дифференциации в произношении трудных звуков.
Новое о педагогике:
Социальный педагог в центре социальной помощи семье и детям
Обязанности и права социального педагога: В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан: Руководствоваться Законом «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, нормативными актами, Положением и Правилами внутреннего рас ...
Система коррекционно – логопедической работы
Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учета личностных особенностей детей. Положительные результаты логопедич ...