Работа по обучению произношению должна проводиться на каждом уроке чтения, так как устойчивые произносительные навыки могут быть выработаны лишь в процессе систематической и целенаправленной работы в течение всего периода обучения. Приступая к отработке артикуляционных навыков, учитель должен помнить, что нет ни одного звука русского языка, который произносился бы как звук родного языка. Не следует считать, как это часто бывает, что одинаковые буквы в обоих языках обозначают тождественные звуки: в этом случае у учащихся вырабатываются навыки произношения звуков родного языка вместо русских. Однако необходимо помнить, что переучивать бывает гораздо труднее, чем обучать на начальном этапе.
В настоящее время при обучении русскому произношению в национальной школе используются следующие методы:
1) имитация, или подражание произношению учителя;
2) показ или объяснение артикуляции при произношении;
3) сопоставление (или противопоставление) звуков русского языка между собой или со звуками родного языка.
При обучении произношению, особенно в школах с многонациональным составом учащихся, с каждым днем возрастает значение технических средств обучения.
Выбор того или иного метода или использование технических средств обучения зависит от изучаемого материала, в первую очередь от отрабатываемого звука, способа и места его образования, особенностей сочетания с другими звуками, уровня практической подготовки учащихся по русскому языку.
При обучении произношению одних звуков, например [п] – [п'], [б] – [б'], [ф] – [ф'], [в] – [в'], [м] – [м'], целесообразно показать положение определенных органов речи, а при изучении других звуков такой возможности нет. В этом случае приходится ограничиваться объяснением артикуляции.
Имитация как метод обучения
Данный метод используется на всех этапах обучения. Имитация – это простое подражание учителю. Поэтому произношение учителя, естественно, должно быть безукоризненным. С целью четкой демонстрации учитель несколько раз произносит слово с изучаемым звуком (не изолированный звук, а слово или слог), учащиеся внимательно слушают, наблюдают за артикуляцией, а затем повторяют те же самые слова (слоги). Учитель следит за их произношением, исправляет ошибки, заставляет их произносить слова (слоги) до тех пор, пока они не научатся.
Имитация является одним из основных методов обучения произношению в национальной школе. Именно с помощью этого метода можно выработать у учащихся фонологический слух для дифференциации звуков русского языка. Основной причиной произносительных ошибок следует считать то, что у детей не выработаны необходимые артикуляционно-акустические навыки. Формирование произносительных навыков – дело чрезвычайно трудное, требующее длительной речевой практики. Чем младше дети, тем легче и быстрее вырабатывается у них фонологический слух. Поэтому метод имитации широко применяется на начальном этапе обучения произношению (добукварный и букварный период). Это не значит, что в последующих классах от него можно отказаться. Методом подражания рекомендуется пользоваться вплоть до окончания школы.
Родной язык ребенок усваивает путем подражания и многократного повторения одних и тех же звуков и без особых трудностей. Однако нельзя полагать, что с такой же легкостью он усвоит и русский язык, его фонологическую систему. При выборе методических приемов и составлении упражнений необходимо учитывать трудности усвоения тех или иных звуков. Практика работы учителей начальных классов национальной школы показывает, что наиболее устойчивыми являются ошибки в произношении звуков русского языка, в какой-то степени сходных со звуками родного языка.
Новое о педагогике:
Формы контроля при обучении иностранному языку
Рассмотрев функции и виды контроля, обратимся к анализу форм контроля. Текущий контроль пронизывает весь учебный процесс, являясь как бы «сопутствующим» обучению методом, растворяясь в разнообразии форм учебной деятельности. В этой связи с ...
Народные игрушки как средство социализации детей
В совей книге «Русское народное творчество детскому саду» А.П.Усова разделяет народные игрушки на игрушки-самоделки, дидактические и сюжетные игрушки. Игрушки-самоделки изготавливаются взрослыми или детьми, используя для этого разнообразны ...