На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества.
А.А. Леонтьев выделяет в производстве речи следующие этапы:
1. Планирование речевого действия.
2. Осуществление речевого действия.
3. Сопоставление и контроль речевого действия, внутри которых выделяются:
а) формирование речевой интенции;
б) построение внутренней программы (замысла) будущего высказывания;
в) грамматическая реализация высказывания и выбор слов;
г) внешнее оформление высказывания.
Выделяют следующие особенности устной речи:
– избыточность (повторы сказанного, разного рода уточнения, пояснения).
– лаконизм (когда говорящий не называет, пропускает что-то, о чем легко догадаться).
– самоперебивы (когда говорящий, не заканчивая начатое предложение, начинает другое, когда он вносит поправки, уточнения в сказанное).
– использование несловесных средств общения (громкости, гибкости голоса, жестов, мимики).
Различные этапы обучения предполагают различную степень участия преподавателя в раскрытии ситуаций. В нашем случае, в старших классах, используются ситуации, частично управляемые преподавателем. В этом случае тема и время, а также частично речевой материал задаются им, учащиеся же должны в дополнение к данному использовать самостоятельно выбранный, ранее усвоенный материал. Преподаватель контролирует происходящее с точки зрения временной и тематической выдержанности, а также нормативной правильности.
Большое значение для обучения неподготовленной устной речи имеют систематически и преднамеренно создаваемые проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребностей высказывания, выдвижению гипотез, предположений, активации мыслительной деятельности. В качестве стимулов устной речи, помимо словесных указаний, используются вербально-изобразительные ситуации, предполагающие использование рисунков, картин, кадров диафильмов или формальных (ключевые слова, образцы, словосочетания) опор.
Способы реализации функции воздействия монологической речи
Известно, что через речь происходит непосредственное взаимодействие человека с окружающим миром. Речь, с точки зрения психологии, – исторически сложившаяся форма общения людей (опосредованная языком), включающая процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или для целей регуляции и контроля собственной деятельности.
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать добрые отношения с другими людьми, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.
Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь. Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, привлечь на свою сторону.
Одним из видов устно-речевой деятельности традиционно считается говорение. В терминологическом справочнике по методике преподавания иностранных языков дается следующее определение данному виду речевой деятельности: «…это продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием, осуществляется устно-речевое общение». Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид речевой деятельности характеризуется множеством параметров, важнейшими из которых являются: а) мотив – потребность или необходимость высказаться; б) цель и функции – характер воздействия на партнера, способ самовыражения; в) структура – действия и операции; г) механизмы – осмысление, предвосхищение и комбинирование; д) средства – языковой и речевой материал; е) речевой продукт – диалогическое или монологическое высказывание; ж) условия – речевые ситуации; з) наличие или отсутствие опор.
Новое о педагогике:
Общие особенности психического развития детей с общим недоразвитием
речи
В предыдущей главе отмечалось, что процесс развития пространственных представлений зависит от физиологии ребенка: во-первых – от уровня развития и чувствительности анализаторных систем, во-вторых – от уровня развития речеслуховых систем, т ...
Опытно-экспериментальная работа по организации индивидуального обучения в
общеобразовательной школе
С целью выяснения возможностей организации индивидуального обучения нами был проведен эксперимент, который позволил нам определить целесообразно ли использовать на уроках биологии индивидуальный подход в обучении. Эксперимент проводился в ...