Убеждение – это процесс воздействия на эмоциональную и рациональную стороны психики слушателей. Степень эффективности убеждения зависит от заинтересованности людей, их предрасположения к принятию информации. Чтобы убеждение было эффективным, речь должна отвечать следующим требованиям:
а) содержание и форма речи должны соответствовать уровню возрастного развития личности слушателя;
б) рассуждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
в) выступление должно быть последовательным, логичным, доказательным;
г) речь должна содержать наряду с общими положениями конкретные факты и примеры;
д) убеждая других, оратор должен сам глубоко верить в то, что он сообщает, и др.
Человеку, выступающему с воздействующей речью, совершенно недостаточно, чтобы его только понимали. Надо, чтобы его слушали с увлечением, чтобы сказанное запечатлелось в памяти людей, чтобы оно подчинило их мысли. Чтобы добиться того, чтобы слушателей захватила идея говорящего, важную роль играет степень выразительности речи.
Выразительность речи оратора зависит от некоторых условий:
1) самостоятельность мышления автора речи. «Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности» ;
2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;
3) хорошее знание языковых средств воздействия на аудиторию (см. табл.);
4) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
Средства воздействия на аудиторию
Композиционные средства |
Речевые средства |
Методические средства |
– интригующее начало – вопросно-ответный ход рассуждения; – контрастное сопоставление аргументов; – экспрессивное заключение. |
-использование литературных образов, цитат, крылатых выражений; – использование как нейтральных, так и образных и эмоционально окрашенных слов; – использование риторических средств воздействия (тропы и фигуры речи). |
– рассмотрение проблемных ситуаций; – выделение основных моментов речи; – зрительный контакт с аудиторией; – использование наглядности, технических средств; – использование обращений к аудитории для возобновления внимания |
обучение французский монологический высказывание
Монологическая речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощающего посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства слушателей. Мастерство построения монологического высказывания состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления. В связи с этим, можно утверждать, что при построении монологического высказывания с целью эффективного воздействия на слушателей необходимо учитывать два способа реализации функции воздействия: рациональный и эмоциональный.
Перед выступающим с монологическим высказыванием стоят две основные задачи: 1) донести до слушателей определенное содержание; 2) «подчинить» себе слушателей, заставить их принять предлагаемую позицию, создать определенную эмоциональную атмосферу, чему способствует использование специальных приемов, образность речи.
Рациональный способ представляет собой композиционное построение речи и предметное содержание речи. Воздействие монологического высказывания на слушателей во многом зависти от того, как выступающий знает предмет речи. Необходимость все время придерживаться предмета обсуждения – главная трудность монологического общения. Для эффективного воздействия на аудиторию необходимы знание предмета, целеустремленность и умение. Знание и цель неотъемлемы при приобретении умения, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, говорящий «подобен кораблю без руля и без ветрил».
Новое о педагогике:
Психолого-педагогическое обоснование использования разных уровней
интеграции в организации урока географии
В теории и методике обучения географии в последние годы активно исследуются и проверяются на практике новые способы организации урока. Практически не ограничены возможности использования в этих целях интеграции разных уровней. Интеграция ( ...
Особенности и специфические причины развития утомления в различных видах
спортивной деятельности
Нельзя дать универсальное объяснение механизмам утомления, действительное на все случаи. Главенствующую роль в развитии утомления при всех видах работы играет нервная система. Вместе с тем при каждом конкретном виде работы могут дополни ...