Лингвистическая характеристика устной речи

Страница 8

Убеждение – это процесс воздействия на эмоциональную и рациональную стороны психики слушателей. Степень эффективности убеждения зависит от заинтересованности людей, их предрасположения к принятию информации. Чтобы убеждение было эффективным, речь должна отвечать следующим требованиям:

а) содержание и форма речи должны соответствовать уровню возрастного развития личности слушателя;

б) рассуждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;

в) выступление должно быть последовательным, логичным, доказательным;

г) речь должна содержать наряду с общими положениями конкретные факты и примеры;

д) убеждая других, оратор должен сам глубоко верить в то, что он сообщает, и др.

Человеку, выступающему с воздействующей речью, совершенно недостаточно, чтобы его только понимали. Надо, чтобы его слушали с увлечением, чтобы сказанное запечатлелось в памяти людей, чтобы оно подчинило их мысли. Чтобы добиться того, чтобы слушателей захватила идея говорящего, важную роль играет степень выразительности речи.

Выразительность речи оратора зависит от некоторых условий:

1) самостоятельность мышления автора речи. «Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности» ;

2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;

3) хорошее знание языковых средств воздействия на аудиторию (см. табл.);

4) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.

Средства воздействия на аудиторию

Композиционные средства

Речевые средства

Методические средства

– интригующее начало

– вопросно-ответный ход рассуждения;

– контрастное сопоставление аргументов;

– экспрессивное заключение.

-использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;

– использование как нейтральных,

так и образных и эмоционально окрашенных слов;

– использование риторических средств воздействия (тропы и фигуры речи).

– рассмотрение проблемных ситуаций;

– выделение основных моментов речи;

– зрительный контакт с аудиторией;

– использование наглядности, технических средств;

– использование обращений к аудитории для возобновления внимания

обучение французский монологический высказывание

Монологическая речь представляет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощающего посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства слушателей. Мастерство построения монологического высказывания состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления. В связи с этим, можно утверждать, что при построении монологического высказывания с целью эффективного воздействия на слушателей необходимо учитывать два способа реализации функции воздействия: рациональный и эмоциональный.

Перед выступающим с монологическим высказыванием стоят две основные задачи: 1) донести до слушателей определенное содержание; 2) «подчинить» себе слушателей, заставить их принять предлагаемую позицию, создать определенную эмоциональную атмосферу, чему способствует использование специальных приемов, образность речи.

Рациональный способ представляет собой композиционное построение речи и предметное содержание речи. Воздействие монологического высказывания на слушателей во многом зависти от того, как выступающий знает предмет речи. Необходимость все время придерживаться предмета обсуждения – главная трудность монологического общения. Для эффективного воздействия на аудиторию необходимы знание предмета, целеустремленность и умение. Знание и цель неотъемлемы при приобретении умения, так как, не имея, что сказать и потребности сказать, говорящий «подобен кораблю без руля и без ветрил».

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Новое о педагогике:

Психолого-педагогическое обоснование использования разных уровней интеграции в организации урока географии
В теории и методике обучения географии в последние годы активно исследуются и проверяются на практике новые способы организации урока. Практически не ограничены возможности использования в этих целях интеграции разных уровней. Интеграция ( ...

Особенности и специфические причины развития утомления в различных видах спортивной деятельности
Нельзя дать универсальное объяснение механизмам утомле­ния, действительное на все случаи. Главенствующую роль в раз­витии утомления при всех видах работы играет нервная система. Вместе с тем при каждом конкретном виде работы могут допол­ни ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru