Если говорящий хорошо разбирается в теме своего выступления, если он сумеет рассказать слушателям много интересного и привести неизвестные аудитории факты, эффективное воздействие высказывания на аудиторию реализуется в полном объеме. «Поделиться мыслью – значит умножить ее силу». Высказывание – следствие одной из двух причин или их сочетания: потребности выразить свои чувства и желания поделиться мыслью. Выступающему с монологическим высказыванием необходимо развивать в себе ощущение речи как взаимного общения, в котором мысли, слова, манеры постоянно приспосабливаются к слушателям. Выступающему с монологическим высказыванием необходимо уметь использовать законы логики в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки основного тезиса, обеспечения доказательности и аргументированности речи. Монологическое высказывание должно быть убедительным, формируя убеждения слушателей.
Говорящий должен воздействовать не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей, поэтому в качестве второго способа реализации функции воздействия выступает эмоциональный способ. Образность и эмоциональность речи усиливают ее эффективность, способствуют лучшему пониманию, восприятию и запоминанию, доставляют эстетическое удовольствие.
Эмоциональный способ включает риторические средства, голосовые характеристики и паралингвистические средства.
Богатство речи обеспечивается разнообразием синонимов, помогающих избежать монотонности, придать речи яркую эмоциональную окраску, использованием фразеологических единиц, не только разнообразящих речь, но и придающих ей особую выразительность, меткость, образность.
К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы. «Пословица недаром молвится», – гласит народная мудрость. Пословицы не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание выступлений, но и помогают найти путь к сердцу слушателей, завоевать их уважение и расположение. Обобщающий характер пословиц и поговорок позволяет в образной и чрезвычайно краткой форме выразить суть высказывания. Часто пословицы и поговорки служат отправным моментом для начала выступления, развития темы, раскрытия какого-то положения или являются заключительным аккордом, выводом.
Учет способов реализации функции воздействия при монологической форме общения обеспечивает эффективное воздействие на аудиторию, а значит, способствует достижению коммуникативной цели высказывания.
Новое о педагогике:
Системный подход к организации профессионально-прикладной
физической подготовки студентов
Физическая активность человека довольно разнообразна и различается не только обширным напряжением силовых возможностей, но и социальным духовным уровнем. Также разносторонни его возможности. Поэтому затрудняется ее количественные, качестве ...
Причины возникновения социальной и педагогической запущенности
Социальный и педагогический аспекты запущенности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Общесоциальные умения и навыки переносятся в игру и учение, помогая овладеть ими. Неуспешность в деятельности, обученность, необразованность, в том числе н ...