Вопрос:
- Что помешало Вам стать ученым?
Ответ:
- После окончания университета я работала в Институте общей генетики. Нашу лабораторию закрыли в 70-м за чтение “самиздата”. Можно сказать, что это история кончилась для нас благополучно, могли и срок получить, а нас просто выгнали. Я после этого не работала 9 лет.
Вопрос:
- Чем вы занимались? Начали писать?
Ответ:
- Нет. У меня появились новые заботы. Умирала моя мама. Потом на свет появились мои сыновья.
Я много читала - мне все было очень интересно. У меня была подруга - театральный художник. Она работала в еврейском театре и время от времени звонила мне, задавала вопросы по этнографии, по костюму. Как-то у неё я встретилась с режиссером этого театра. Мы сидели, пили чай, и, видимо, я на него произвела впечатление высокообразованного человека, что никак не соответствовало действительности. Он предложил стать завметом театра. Я немедленно отказалась. Через несколько дней он перезвонил, я решила попробовать. Этому театру я отдала 3 года, а в 1982 году ушла.
Вопрос:
- Как вы пришли в литературу?
Ответ:
- После ухода из еврейского театра я начала свою работу как литератор. Жизнь была довольно трудная. Я не отказалась ни от чего. Делала сценарии для учебных программ на телевидении. Переводила стихи с монгольского языка, делала какие-то инсценировки для детских театров, много работала для кукольных театров.
А печатать рассказы я начала в конце 80-х годов.
Вопрос:
- Как к вам пришла известность?
Ответ:
- Первая книжка у меня вышла в 93-ем или 94-ом. Вышла во Франции и только через несколько месяцев уже в России. Это был сборник “Бедные родственники”, и прошел у нас он совсем незамеченным. Как, впрочем, и во Франции тоже. А вот со второй книжкой повезло. За повесть “Сонечка” я получила французскую премию “Медичи”. А потом… Потом - “Медея и её дети”. Так что история моя, конечно, немного Золушкина, потому что карьера-то произошла очень быстро. Всего 10 лет.
Вопрос:
- Сегодня много спорят о будущем России. Что вы думаете по этому вопросу?
Ответ:
- Относительно будущего нашей страны у меня дурные прогнозы. Боюсь, что она в состоянии выжить, если только откажется от огромной массы своих амбиций. И существовать она должна на более человеческих основах.
Вопрос:
- Почему Вы тогда не уедете?
Ответ:
- Я уже здесь осталась. Мы уже и уехали, и вернулись внутри себя много раз. И я надеюсь, что все-таки доживу свою жизнь здесь. “Я здесь родилась, это моя страна - я никуда не уеду”. Я иду на риск - жить здесь, потому что не только я в этой стране, но она во мне. По самую печенку. Куда от этого денешься.
(Круг вопросов может быть расширен).
Ведущий учитель:
- Сама Людмила Улицкая определила, направление своего интереса. Это человек!
Писательница не дает нам готовых жизненных рецептов, избегает нравоучений, она размышляет о жизни сама, предлагая нам, читателям, тоже задуматься о том, что такое жизнь. Вот почему наш сегодняшний диалог мы озаглавили “Искусство жить…”
“Два читателя перед одним и тем же произведением - всё равно, что два моряка, забрасывающие каждый свой лот в море. Каждый достигнет глубины не дальше длины лота”, - писал В.Асмус.
Новое о педагогике:
Содержание экспериментальной программы по физической культуре
для студентов-двигателистов
Показателем обучения является привитие мотивации и потребности к здоровому и активному образу жизни, приобретению самостоятельного опыта использования средств и методов физической культуры, физическому самосовершенствованию, повышению уров ...
Особенности игровой деятельности детей третьего
года жизни
Многие ученые пытались ответить на трудный вопрос о том, почему дети испытывают огромное удовольствие от своих игр? Почему игры детей изменяются с их возрастом? Остановимся на характеристике, которую дают детской игре советские психологи и ...