Нервная система. Нервная система играет важную роль в регуляции всех происходящих в организме процессов. Управление движениями, высококоординированная связь между двигательным аппаратом и функциями вегетативных органов и систем осуществляется благодаря центральной нервной системе.
В процессе тренировки и соревнований происходят отчетливые функциональные сдвиги в состоянии нервной системы, особенно при длительных нагрузках на выносливость.
Значительные изменения в состоянии нервной системы, как правило, служат наиболее ранними и постоянными объективными симптомами перенапряжения и перетренированности.
Для исследования нервной и нервно-мышечной систем используют комплекс методов клинического обследования (расспрос, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительной и двигательной сфер, вегетативной нервной системы) и специальные инструментальные методы (электроэнцефалография, электромиография, хронаксиметрия и др.).
Расспрос выявляет жалобы на нарушение внимания, памяти, на изменения настроения, чрезмерную утомляемость, вялость, головные боли, повышенную возбудимость, раздражительность, плохое засыпание, беспокойный сон. При обследовании черепно-мозговых нервов основное внимание обращают на конвергенцию (содружественное движение глаз), аккомодацию (сужение зрачков), ширину зрачков и их равномерность, правильность формы и реакции на свет. При исследовании чувствительной сферы устанавливается состояние болевой, тактильной и температурной чувствительности, а также мышечного чувства. Исследование двигательной сферы включает определение сухожильных рефлексов, пробу на устойчивость в позе Ромберга, пробы на координацию. Сухожильные рефлексы вызываются ударом по области рефлексогенной зоны: при определении коленных рефлексов — у подколенной чашечки в области ее связки, а при определении рефлексов ахиллова сухожилия — пяточной кости. Отмечается симметричность и степень живости рефлексов. Они оцениваются по трехбалльной системе: высокие — 3 балла, средние — 2, низкие—1 балл; отсутствие рефлексов (арефлексия) отмечается особо.
Для определения устойчивости в позе Ромберга обследуемому предлагают встать, сдвинуть стопы (носки и пятки вместе). При слабой степени атаксии заметно качание, усиливающееся, когда закрыты глаза (симптом Ромберга).
Для исследования состояния вегетативной нервной системы применяется проба Ашнера, отражающая возбудимость парасимпатической иннервации сердца, и ортостатическая проба, определяющая возбудимость симпатического отдела сердечно-сосудистой системы, а также исследование дермографизма. Проба Ашнера— глазо-сердечный рефлекс. После подсчета пульса у обследуемого в положении лежа надавливают через закрытые веки на глаза достаточно сильно, но не до боли; спустя 10 сек, от начала надавливания подсчитывают пульс в течение 20 сек; полученную цифру утраивают, чтобы определить количество ударов в минуту. При нормальной возбудимости парасимпатической иннервации сердца замедление пульса не превышает 4—12 ударов в минуту; замедление, превышающее 12—15 ударов, указывает на повышение возбудимости блуждающего нерва. Если эта возбудимость снижена или повышена возбудимость симпатического нерва, то частота пульса не изменяется или даже увеличивается. Глазо-сердечный рефлекс у детей и подростков обычно выражен более резко, чем у взрослых. Тренированные спортсмены, как правило, имеют резко выраженный рефлекс. Ортостатическая проба дает возможность судить о нормальной возбудимости симпатической иннервации сердечно-сосудистой системы и основана на изменении реактивности организма при переходе из горизонтального положения в вертикальное. В положении лежа у обследуемого подсчитывают пульс до устойчивых величин, измеряют артериальное давление и предлагают спокойно встать. После этого вновь подсчитывается пульс и определяется артериальное давление. Нормально при переходе из положения «лежа» в положение «стоя» пульс в среднем учащается на 12—18 ударов в минуту, а максимальное давление повышается в среднем на 10—15 мм рт. ст. Учащение пульса более чем на 18 ударов через минуту после вставания указывает на повышенную возбудимость сердечного отдела симпатической нервной системы, на расстройство нервной регуляции сосудистой системы. Учащение пульса на 40 и более, ударов в минуту при уменьшении данных максимального давления расценивается как наихудший показатель для функциональной способности сердечно-сосудистой системы.
Новое о педагогике:
Роль
образования в развитии российского общества
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в си ...
Формирование общеучебных умений в курсе технологии
Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач во многом зависит от сформированности приемов мыслительной деятельности: выделении главного, сравнения, обобщения, осуществляемых на основе анализа и синтеза, а так же умений необход ...