Изменение физиологических функций организма при развитии утомления

Новое в образовании » Физиологические основы развития утомления » Изменение физиологических функций организма при развитии утомления

Страница 3

При утомлении частота токов действия мышцы па­дает, соответственно увеличивается амплитуда биопо­тенциалов, что свидетельствует о включении дополни­тельных моторных единиц в двигательный акт; в даль­нейшем при большем утомлении наблюдается не только падение частоты, но и уменьшение амплитуды токов действия мышц.

Установлено, что последователь­ное возрастание электрической активности (напряжения) дельтовидной мышцы при длительном статическом сокращении линейно во времени. Возрастание электрической активности по мере утомления отмечено у большинства пациентов.

Дыхательная система. При исследовании органов дыхания необходимо определить их функциональную способность и изме­нения, наступившие в результате развития состояния утомления. Для этого применяют клинические мето­ды — расспрос, осмотр, перкуссию, аускультацию, опре­деление жизненной емкости легких, показатели внеш­него дыхания (частота пульса, глубина, МОД, МВЛ, по­казатели тканевого дыхания: O2/P). Для определения функциональной способности органов дыхания необ­ходимо провести легочные пробы, рентгенокимографию грудной клетки, оксигемометрию. При расспро­се выявляют, нет ли жалоб. Определение ЖЕЛ поз­воляет глубже оценить функциональную способность дыхательной системы. Особенно ценны в этом от­ношении многократные измерения ЖЕЛ (легочные пробы) Розенталя, Шафрановского, Лебедева, а также пробы с задержкой дыхания — Штанге, Генчи.

Про­ба Розенталя — пятикратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами. У здоровых людей опреде­ляются одинаковые и даже нарастающие цифры ЖЕЛ. При состояниях перетренированности или перенапряжения ЖЕЛ при повторных измерениях постепенно уменьшается. Это зависит от утомления дыхательной мускулатуры и снижения функциональ­ного состояния нейтральной нервной системы.

Проба Шафрановского — определение ЖЕЛ в покое и после 3-минутного бега на месте в тем­пе 180 шагов в минуту. ЖЕЛ измеряется до и сразу после бега, а затем через одну, две и три минуты в вос­становительном периоде. У здоровых тренированных спортсменов она мало (чаще незначительно) увеличивается. При состояниях утомления после нагрузки функциональная проба ЖЕЛ уменьшается, причем чем глубже утомление, тем больше.

Проба Лебедева — четырехкратное определение ЖЕЛ в покое и после тренировочной или соревнова­тельной нагрузки с интервалами между измерениями 15 секунд. ЖЕЛ у хорошо тренированных спортсменов обычно снижается мало, но после больших физических напряжений — значительно.

Проба Штанге — с задержкой дыхания на вдохе: обследуемый в положении стоя делает полный вдох, а затем глубокий выдох и снова вдох (80—90% от мак­симального); закрывает рот и зажимает пальцами нос. Отмечается время задержки. Продолжительность задержки дыхания в большей степени зависит от воле­вых усилий человека. Поэтому ее фиксируют по перво­му сокращению диафрагмы (по движению брюшной стенки). Обычно здоровые нетренированные лица спо­собны задерживать дыхание на вдохе в течение 40—50 секунд, а тренированные спортсмены — от 60 секунд до 2—2,5 минут. С нарастанием тренированности вре­мя задержки дыхания возрастает, а при утомлении снижается.

Проба Генчи — с задержкой дыхания на выдохе. Здоровые тренированные люди, не занимающиеся спортом, могут задерживать дыхание на выдохе в те­чение 20—30 секунд, а здоровые тренированные спорт­смены — 30—60 и даже 90 секунд.

Рентгенокимография грудной клетки — это реги­страция на рентгеновской пленке (многощелевым рентгенокимографом) движений грудной клетки и диафраг­мы при дыхании. Данные рентгенокимографии груд­ной клетки позволяют объективно изучить механизм и типы дыхания у спортсменов. Для тренированных спортсменов характерен удлиненный выдох. После физической нагрузки (4-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту и еще одну минуту с максимальной скоростью) у хорошо тренированных спортсменов преобладают реберный (48%) и смешанный (43,5%) типы дыхания; при этом значительно повышается амплитуда дыхательных колебаний диафрагмы; сила дыхательной мускулатуры также увеличивается; чаще наблюдается одноименный тип дыхания на обеих сторонах грудной клетки. У спортсменов с явлениями перетренированности, отмечавших боли в правом боку тренировке и соревнованиях (без отклонений в функции сердечно-сосудистой системы и печени), после нагрузки бывает уменьшена подвижность купола и понижен тонус диафрагмы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новое о педагогике:

Возможности изучения философской науки в условиях университета
В последнее время в белорусском интеллектуальном пространстве идет обсуждение возможных стратегий и методологий изучения философской традиции, предполагающее как использование традиционного историко-философского инструментария, так и поиск ...

Описание сущности педагогического опыта
Задача современного учителя – не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие способности. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru