При утомлении частота токов действия мышцы падает, соответственно увеличивается амплитуда биопотенциалов, что свидетельствует о включении дополнительных моторных единиц в двигательный акт; в дальнейшем при большем утомлении наблюдается не только падение частоты, но и уменьшение амплитуды токов действия мышц.
Установлено, что последовательное возрастание электрической активности (напряжения) дельтовидной мышцы при длительном статическом сокращении линейно во времени. Возрастание электрической активности по мере утомления отмечено у большинства пациентов.
Дыхательная система. При исследовании органов дыхания необходимо определить их функциональную способность и изменения, наступившие в результате развития состояния утомления. Для этого применяют клинические методы — расспрос, осмотр, перкуссию, аускультацию, определение жизненной емкости легких, показатели внешнего дыхания (частота пульса, глубина, МОД, МВЛ, показатели тканевого дыхания: O2/P). Для определения функциональной способности органов дыхания необходимо провести легочные пробы, рентгенокимографию грудной клетки, оксигемометрию. При расспросе выявляют, нет ли жалоб. Определение ЖЕЛ позволяет глубже оценить функциональную способность дыхательной системы. Особенно ценны в этом отношении многократные измерения ЖЕЛ (легочные пробы) Розенталя, Шафрановского, Лебедева, а также пробы с задержкой дыхания — Штанге, Генчи.
Проба Розенталя — пятикратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами. У здоровых людей определяются одинаковые и даже нарастающие цифры ЖЕЛ. При состояниях перетренированности или перенапряжения ЖЕЛ при повторных измерениях постепенно уменьшается. Это зависит от утомления дыхательной мускулатуры и снижения функционального состояния нейтральной нервной системы.
Проба Шафрановского — определение ЖЕЛ в покое и после 3-минутного бега на месте в темпе 180 шагов в минуту. ЖЕЛ измеряется до и сразу после бега, а затем через одну, две и три минуты в восстановительном периоде. У здоровых тренированных спортсменов она мало (чаще незначительно) увеличивается. При состояниях утомления после нагрузки функциональная проба ЖЕЛ уменьшается, причем чем глубже утомление, тем больше.
Проба Лебедева — четырехкратное определение ЖЕЛ в покое и после тренировочной или соревновательной нагрузки с интервалами между измерениями 15 секунд. ЖЕЛ у хорошо тренированных спортсменов обычно снижается мало, но после больших физических напряжений — значительно.
Проба Штанге — с задержкой дыхания на вдохе: обследуемый в положении стоя делает полный вдох, а затем глубокий выдох и снова вдох (80—90% от максимального); закрывает рот и зажимает пальцами нос. Отмечается время задержки. Продолжительность задержки дыхания в большей степени зависит от волевых усилий человека. Поэтому ее фиксируют по первому сокращению диафрагмы (по движению брюшной стенки). Обычно здоровые нетренированные лица способны задерживать дыхание на вдохе в течение 40—50 секунд, а тренированные спортсмены — от 60 секунд до 2—2,5 минут. С нарастанием тренированности время задержки дыхания возрастает, а при утомлении снижается.
Проба Генчи — с задержкой дыхания на выдохе. Здоровые тренированные люди, не занимающиеся спортом, могут задерживать дыхание на выдохе в течение 20—30 секунд, а здоровые тренированные спортсмены — 30—60 и даже 90 секунд.
Рентгенокимография грудной клетки — это регистрация на рентгеновской пленке (многощелевым рентгенокимографом) движений грудной клетки и диафрагмы при дыхании. Данные рентгенокимографии грудной клетки позволяют объективно изучить механизм и типы дыхания у спортсменов. Для тренированных спортсменов характерен удлиненный выдох. После физической нагрузки (4-минутный бег на месте в темпе 180 шагов в минуту и еще одну минуту с максимальной скоростью) у хорошо тренированных спортсменов преобладают реберный (48%) и смешанный (43,5%) типы дыхания; при этом значительно повышается амплитуда дыхательных колебаний диафрагмы; сила дыхательной мускулатуры также увеличивается; чаще наблюдается одноименный тип дыхания на обеих сторонах грудной клетки. У спортсменов с явлениями перетренированности, отмечавших боли в правом боку тренировке и соревнованиях (без отклонений в функции сердечно-сосудистой системы и печени), после нагрузки бывает уменьшена подвижность купола и понижен тонус диафрагмы.
Новое о педагогике:
Возможности
изучения философской науки в условиях университета
В последнее время в белорусском интеллектуальном пространстве идет обсуждение возможных стратегий и методологий изучения философской традиции, предполагающее как использование традиционного историко-философского инструментария, так и поиск ...
Описание сущности педагогического опыта
Задача современного учителя – не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие способности. ...