Здоровый школьник – цель современного образования и воспитания

Новое в образовании » Роль учителя в формировании здорового образа жизни у младших школьников » Здоровый школьник – цель современного образования и воспитания

Страница 2

В формулировке всемирной организации здравоохранения здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние нашего физического, душевного и социального благополучия здоровья рассматривается как динамичный показатель жизнеспособности человека. Его рассматривают с различных сторон: соматическое здоровье - сфера биологии и медицины; физическое здоровье - сфера физкультуры и спорта; психологическое здоровье – сфера психологических наук; нравственное здоровье – это сфера воспитания.

По современным представлениям достижения всех этих наук интегрируются в процессах физического воспитания, физической культуры и спорта.

Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении количества ребят, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. К распространенным хроническим заболеваниям относятся болезни дыхательных органов, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

Всё это предполагает актуальность разработки и проведения мероприятий по валеологизации учебно-воспитательного процесса в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний, как на уроках, так и во внеурочное время.

Основная цель начального образования - развитие ребенка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.

Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:

1. воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимании ценности и важности поддерживания организма в здоровом состоянии, пробуждения и роста желания соблюдать ЗОЖ;

2. обучающий, состоящий в обучении детей нормам здорового образа жизни, приёмам и методам его реализации (включая основы саморегуляции и развитие таких качеств, как выносливость, энергичность, уравновешенность и пр.), а также в определении вредных привычек совместно с рекомендациями по их устранению;

3. непосредственно оздоровительный, состоящий в профилактике наиболее широко распространённых заболеваний, а также через таких необходимых для успешного осуществления учебного процесса качеств, как психологическая уравновешенность, спокойствие, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Конечно, приведённое деление весьма условно. Любое мероприятие, направленное на непосредственное оздоровление или повышение уровня знаний, имеет воспитательное значение, а воспитание улучшает здоровье. Тем не менее, для каждого мероприятия можно выделить доминирующий аспект, согласно приведённой классификации.

Решение задачи оздоровления с точки зрения этих аспектов имеет различную реализацию в соответствии с особенностями каждого возраста. В начальной школе в первую очередь внимание должно уделяться воспитательному аспекту, так как процессы формирования личности наиболее интенсивно идут в самом раннем возрасте. Среди непосредственно оздоровительных мероприятий выделяют те, которые способны обеспечить профилактику и коррекцию нарушений осанки, поскольку именно в этом возрасте это ещё можно сделать. Воспитание ведётся в воспитательном ключе с упором на пропаганду правил гигиены. Большое значение имеет психологическое направление. Предусматриваются специальные мероприятия по облегчению адаптации в школе, создание психологически комфортных условий для учащихся. С учётом всего отмеченного, в школе типовые мероприятия выглядят следующим образом:

Воспитательный аспект:

- создание и ведение валеологического паспорта начальной школы. Валеологический паспорт представляет собой несколько вывешенных на специальном стенде списков учащихся классов, которые:

· в текущем году не имели пропусков уроков по причине болезни;

· занимаются в спортивных секциях;

· регулярно проводят закаливающие процедуры;

· по результатам психологического тестирования имеют лучшую память, внимание.

В паспорт могут быть добавлены др. аналогичные списки по усмотрению классного руководителя. Он может быть красочно оформлен, содержать в увлекательной форме сведения о ЗОЖ и др. Цель ведения такого паспорта - воспитывающая, с тем, чтобы привлечь внимание учащихся к этим проблемам и вызвать желание числиться в этих списках, поощрить приложение усилий в этом направлении.

Обучающий аспект:

- преподавание валеологии.

Непосредственно оздоровительный аспект:

-занятия на уроках физкультуры;

- проведение оздоровительных пауз во время уроков;

- ведение спортивных секций, групп ЛФК и т.п.;

- проведение недель здоровья.

В описываемой системе присутствует обеспечение полноценным питанием учащихся, соответствующее оформление классных комнат и школы в целом, создание возможностей для соблюдения правил гигиены и прочее.

Таким образом, реализация решения задачи оздоровления, с точки зрения трёх взаимосвязанных аспектов, осуществляется с учетом особенностей каждого возраста.

Страницы: 1 2 

Новое о педагогике:

Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях
В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы р ...

Мультиагентный подход к проектированию АОС
Мульти-Агентная Система (МАС) – это слабосвязанная сеть программно-информационных модулей, взаимодействующих между собой и решающих проблему, которая не может быть разрешена без индивидуальных возможностей и знаний каждого программно-инфор ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru