Теория развития потенциала личности: понятие, истоки, компоненты, типы, особенности. В современных условиях решение многих социальных проблем определяется качествами человека. Личностный потенциал в этом смысле детерминирует культурный процесс. В связи с этим усложняются задачи формирования человека, способного по своим деловым качествам, активной жизненной позиции, интеллектуальному развитию, кругозору обеспечить общественный и культурный прогресс.
Проблема развития личности может решаться только системно, одновременно в разных сферах: социально-экономической (обеспечение инфраструктуры культурного процесса), научной (разработка методологии и теории вопроса), педагогической (гуманизация воспитания и самообразование различных категорий населения), управленческой (разностороннее организационное обеспечение развития личности); социально-психологической (создание общественного мнения и установки на саморазвитие и непрерывное самообразование); и, наконец, духовной (создание условий для интенсивной духовной жизни людей).
Гуманитарные науки раскрыли развитие личности как общественную потребность, обосновали развивающую роль воспитания, творчества, искусства. Однако в деталях проблема еще остается нерешенной, она не конкретизирована, а только названа обусловленность гармоничного развития личности социальными условиями. И все это, несмотря на то, что проблема личностных качеств является одной из наиболее традиционных в истории философии.
Эстетический потенциал личности как многомерный критерий развития может определяться в опоре на структуру личности. Изменение потенциала личности, возможного и актуального, вероятностного и реализуемого, и есть развитие «степени мощности» личности. В педагогическом лексиконе широко используется понятие творческого потенциала личности.
Диалектика есть, согласно Гегелю, движущая душа всякого научного развертывания мысли. Общепринято считать диалектику учением о развитии, выраженном в общих закономерностях перехода количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, единства и борьбы противоположностей. Под диалектикой отношения творческого и эстетического потенциала личности следует понимать развитие момента взаимосвязи некоторой иерархии потенциалов.
Исходным будет определение потенциала личности как совокупности личностных качеств и способов деятельности, необходимых для существования человека (производное от определения в Энциклопедическом словаре потенциала как «совокупности средств, необходимых для чего-либо: степени мощности в каком-либо отношении: силового поля». Истоками формирования потенциала являются:
1. Общетворческие и специальные задатки-способности личности
2. Содержание социально-эстетической среды.
3. Влияние стихийного или целенаправленного фактора руководства развитием потенциала личности.
Эстетический потенциал личности как совокупность личностных качеств, развитых способностей и освоенных способов эстетической деятельности, определяющих эстетическое отношение к миру, может быть критерием эстетического развития личности, ее жизненного опыта, эстетической культуры личности, в целом.
Предлагаем следующие компоненты содержания эстетического потенциала личности:
1. Банк эмоционально-психологических состояний (задача воспитания– развитие богатого спектра).
2. Банк художественных образов, «вечных» тем-идей искусства (задача – накопление).
3. Банк понятий и терминов эстетического словаря (задача – накопление и систематизация).
4. Банк алгоритмов в опыте творческой деятельности в разных формах общения с искусством (накопление разнообразия).
5. Включенность человека в культурогенные процессы (задача – изменение направленности).
Предлагаем следующую типологию потенциалов личности:
1. Базовый (ориентированный) эстетический потенциал необходим для умения ориентироваться в окружающей первой и второй реальности. Выделяются аксиологический аспект (ценностные ориентации на эстетическое богатство действительности и искусства), социологический аспект (как модель деятельности личности и отражения мира), морфологический аспект (ориентация в системе искусств), онтологический аспект (ориентация в художественных стилях).
Новое о педагогике:
Формы, методы, приёмы реализации здорового образа жизни в школе
Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения - это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достиж ...
Обучение устной и письменной речи
Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи. При этом под связной речью понимается и процесс, речевая деятельность, и определенный результат акта коммуникации, т. е. развернутый ответ ученика по ...