Обучение устной и письменной речи

Страница 3

VII класс: публицистический стиль. Сравнительная характе­ристика как разновидность текста. Отзыв (устный и письменный) с элементами рецензии (на уровне приобретенных на уроках ли­тературы знаний). Рассуждение с доказательством от противного. Устное выступление публицистического характера.

VIII класс: конспектирование как разновидность сжатого из­ложения текста, воспринимаемого зрительно. Отзыв-рецензия. Устные сообщения информативного характера на основе одного источника, изученного самостоятельно. Статья в газету на морально- этические темы публицистического характера.

IX класс: аннотация. Тезисы. Устный доклад на темы учебных предметов. Конспектирование как разновидность сжатого изложения высказывания, воспринятого на слух (сообщения учителя, доклада ученика и т.д.). Реферат на статьи учебно-научного, научно- популярного стилей. Характеристика группы лиц (групповая ха­рактеристика) литературных героев, класса, спортивной команды.

Указанные выше требования отражают содержание понятийной части общей программы: этап введения определенных речеведческих знаний (в том числе и о способах речевой деятельности) и начальный этап формирования соответствующих умений. На основе введенных знаний формируются в определенной системе определенные коммуникативные умения. Среди них есть «сквозные», «общие» умения, необходимые при создании любого (или почти любого) речевого произведения. Покажем соотношение речеведческой темы и начальный этап формирования умения.

Понятийная часть

Формируемое умение

Текст как тематическое, смысловое, стилевое, структур­ное и грамматическое единство.

Умение определять тему, основную мысль и стиль текста, находить взаимо­обусловленные смысловые части тек­ста, средства их связи между собой, средства связи отдельных предложе­ний, входящих в состав текста.

К таким общим коммуникативным (иногда их называют ком­муникативно-речевым) умениям относятся:

-умение раскрывать тему и основную мысль создаваемоготекста;

умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание (это умение предполагает умение продумывать содержательный план текста);

умение строить высказывание в определенной композиционной форме (речевом жанре), например в жанре невыдуманного рассказа, репортажа, в форме портретных зарисовок и т. д.;

умение отбирать оптимальные с точки зрения речевой задачи и условий общения языковые средства;

умение править, совершенствовать написанное (последнее относится к коммуникативным умениям письменной речи).

Если же иметь в виду специфические умения устной речи учащихся, то к названным следует добавить умение пользоваться средствами выразительности звучащей речи (темп, громкость, тон высказывания и т. д.), различными приемами подготовки (состав­ление плана, набросков плана, рабочих материалов, тезисов, пись­менного текста и т. д.) в зависимости от ситуации общения, умение строить различные в композиционном отношении устные высказы­вания (устное повествование, устный рассказ, информация, сооб­щение, доклад, критические, дискуссионные, агитационные высту­пления и т. д.), а также овладение навыками вежливой речи в межличностном и групповом общении. В наше время вопросы форми­рования устной — монологической и диалогической — речи, пробле­мы культуры общения приобретают особое значение.

Необходимость формирования обозначенных выше коммуника­тивных умений объясняется тем, что без специальной работы школь­ники не овладевают ими в должной мере. Как показывают про­веденные исследования, типичными недостатками уст­ных и письменных высказываний учащихся являются:

расширение или сужение темы высказывания, «уход» от пред­ложенной темы; перегрузка высказывания подробностями, не имею­щими значения для раскрытия темы;

отсутствие замысла, основной мысли высказывания или неумение ее в полной мере раскрыть;

неумение отобрать нужный для высказывания материал и систематизировать его, нарушение последовательности в изложении мысли, повторы;

отсутствие связи между частями высказывания, несоразмер­ность отдельных его частей;

несоответствие содержания, композиционной формы и отобранных языковых средств задаче и адресату высказывания, ус­ловиям общения; неоправданное нарушение стилевого единства текста.

Для успешного формирования коммуникативных умений необ­ходимы согласованные и целенаправленные усилия всех преподава­телей, т. е. нужна общая программа работы по развитию связной речи учащихся на межпредметном уровне.

Приёмы работы

Чтобы научить школьников созданию текста, в работе по раз­витию связной речи используются:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Новое о педагогике:

Первые педагогические тесты
Родоначальником тестового движения можно назвать известного английского ученого Френсиса Гальтона. В 1884–85 годах он проводил серию испытаний для посетителей своей лаборатории. Туда приходили дети и взрослые, возраст испытуемых варьировал ...

Средства формирования культуры личности подростка на уроках литературы
Нет сомнений, что система образования обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на ребенка. Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приорите ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.edutarget.ru