Для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие напряжение мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох. Эти мышцы являются антагонистами. Первые увеличивают объем грудной клетки во время вдоха, вторые наоборот уменьшают ее размеры и объем. К мышцам, осуществляющим вдох, прежде всего относятся передняя зубчатая мышца, а также наружные межреберные мышцы. Тонкая координированная работа всех дыхательных мышц имеет особо большое значение при производстве активного речевого выдоха. У детей с церебральными параличами определенную роль в нарушении дыхания может играть патология реципрокной иннервации, одновременная спастическая ко-контракция мышц-антагонистов. Так, для активного речевого выдоха необходимо напряжение мышц, осуществляющих вдох, всех за исключением диафрагмы, которая, хотя и участвует во вдохе, в момент выдоха расслабляется и постепенно перемещается вверх, т.е. функционирует вместе с выдыхательными мышцами. Одновременное напряжение диафрагмы вместе с другими мышцами, осуществляющими вдох, будет резко нарушать речевой выдох.
Таким образом, дизартрия проявляется двумя группами симптомов.
Негативный, обусловленный нарушением или искажением отдельных сторон речевого развития – звукопроизносительной и просодической стороны речи, которые определяются характером и степенью выраженности артикуляционных, дыхательных и голосовых расстройств. Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы: фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи, у отдельных детей с дизартрией имеет место задержка темпов речевого развития. Например, нарушения интонационной стороны речи при тяжелых степенях нарушения фонематического слуха, языкового анализа и синтеза и т.д. (речевые нарушения).
Псевдопазитивный симптом, который представляет собой сохраненные в течение длительного периода особенности моторного развития, свойственные детям более раннего возраста. Также могут отмечаться инфантильные схемы дыхания, глотания, жевания. Эти симптомы тормозятся в процессе коррекционной работы так как в значительной степени препятствуют формированию нужных артикуляционных укладов (неречевые нарушения).
Анализ полученных данных речевого и психоневрологического состояния детей показал, что фонетические нарушения у них обусловлены паретическими явлениями в отдельных группах мышц артикуляционного аппарата. В результате у большинства детей преобладает межзубное, боковое произношение свистящих и шипящих в сочетании с искаженным произношением звука (р). Спастическое напряжение средней спинки языка делает всю речь ребенка смягченной. При спастичности голосовых связок наблюдается дефект озвончения, а при их паретичности – дефект оглушения. Шипящие звуки при дизартрической симптоматике формируются в более простом нижнем варианте произношения. Могут наблюдаться не только фонетические, но и дыхательные, просодические нарушения речи. Ребенок говорит на вдохе.
Диагноз "дизартрия" ставится на основе специфики речевых и неречевых нарушений.
Новое о педагогике:
Этапы проектной деятельности школьников на уроках информатики
Чаще всего в курсе информатики при изучении информационных технологий выполняются исследовательские, творческие и информационные проекты, основной задачей которых является подбор и структурирование материала, подача его в логически выверен ...
Поиск методики организации рецептивно-креативной деятельности и свободного
творчества учащихся на уроке литературы
Творчество способно помочь современному подростку, самодостаточному, «компьютерному», не в меру амбициозному или равнодушному понять субъективную реальность – мир человеческих ощущений, переживаний, чувств, отношений, суждений. В освоении ...